Кто обладает преимуществом на дорогах? Кареты «скорой помощи», пожарные или милицейские машины с включенными проблесковыми маячками и звуковыми сигналами? По закону только они. На деле же саратовские автомагистрали отданы во власть автомобилям с так называемыми VIP-номерами. «Взгляд» неоднократно писал о градации «блатных» номерных знаков и об их обладателях. Однако сколь молниеносно последние передвигаются на своих авто, столь же быстро меняются чудодейственные буквенные и цифирные комбинации на регистрационных знаках. Думаем, пришло время обновить список элитных номеров.
Об обладателях «блатных» номерных знаков другие участники дорожного движения практически всегда отзываются негативно: те редко включают сигналы поворота, ездят на красный сигнал светофора либо с бешеной скоростью, подрезают, обгоняют прямо по встречке – в общем, им на всех наплевать.
БЫЛЫЕ ПОБЕДЫ
Наслушавшись подобных откликов читателей, редакция нашей газеты в позапрошлом году предложила ныне покойному прокурору области Евгению Федоровичу Григорьеву провести беспрецедентную акцию: наказать всех автовладельцев с VIP-номерами, нарушающих правила дорожного движения. Сам по характеру принципиальный Евгений Федорович предложение «Взгляда» встретил восторженно.
Резонанс совместной работы прокуроров, гаишников и журналистов был колоссальным – поговаривают, из-за того что телефонное право временно перестало действовать, водители с «блатными» регистрационными знаками принялись перечитывать правила дорожного движения. Поражают фамилии тех, кто попался в сети, расставленные участниками акции: легендарный экс-мэр Саратова Юрий Аксененко, экс-председатель Саратовской областной думы Павел Большеданов, начальник регионального УФСБ Валерий Бекленищев и прочие сильные мира сего.
В распоряжении редакции медиа-холдинга «Взгляд» имеются видеозаписи, на которых зафиксированы нарушения водителями машин вышеуказанных лиц. Погоня за черным Mercedes Большеданова с федеральным номером «А564МР 97» так вообще стала настоящим бестселлером на интернет-портале TVSAR.RU.
К сожалению, журналистская инициатива после смерти Григорьева канула в Лету. На саратовские автострады вновь вернулась безнаказанность «крутых» номеров. Так, кому у нас дорога?
«НОМЕРОК БЛАТНОЙ – ТРИ СЕМЕРОЧКИ…»
Пожалуй, самыми неприкасаемыми являются номера УФСБ и прокуратуры. Как показывают наши наблюдения, гаишники не рискуют размахивать своими полосатыми палочками перед такими машинами, а если и делают это, то лишь глотают пыль, поднятую авто с волшебными комбинациями на регистрационном знаке.
На смену старым правительственным номерам, начинающимся с «Т064…» или «Т164…», первая буква которых расшифровывается как танк (ездят такие автомобили действительно весьма нагло, как военная бронетехника), пришли «А…АА 164» и «О…ВВ». Например, зимой автопарк губернатора Павла Ипатова пополнился новым джипом Toyota Land Cruiser 200 с регистрационным знаком «А001АА 164». По идее использовать номер с кодом региона «164» можно только после того как будут реализованы все знаки с обозначением «64». А таковые еще остались в запасе ГИБДД.
Кстати, нынешний глава области давненько пристрастился к красивым комбинациям на номерах своих автомобилей. В бытность Павла Леонидовича руководителем Балаковской АЭС в его гараже появился представительский Mercedes S500, на котором красуется номерной знак «У777УУ 64». Похоже, любовь первого лица региона к этой машине настолько сильна, что, даже переехав в Саратов, Ипатов не расстался с «мерином», а арендовал его у атомной станции.
Мало кто знает, но в автопарке губернатора имеется еще один черный Mercedes. Верный своим традициям Павел Леонидович разместил на нем номер «У777УУ 164». Что тут остается добавить? Ипатов славится своим индивидуализмом и, кажется, никому не позволяет «косить» под себя. Может быть, по этой причине среди чиновников не прижились номерные знаки «У…УУ» или «777».
ДУБЛИКАТ
ДЛЯ НАЧАЛЬНИКА УФСБ
Руководители региональных чекистов меняются у нас чаще губернаторов. По негласной традиции каждый новый начальник местного управления ФСБ должен отметиться введением новых номеров для ведомственных машин. При Анатолии Трегубе контрразведчики ездили на автомобилях с регистрационными знаками «С…СВ». Так их и расшифровывали: Саратовская служба безопасности (последняя буква произносилась, как латинская).
При «долгожителе» Валерии Бекленищеве эфэсбэшники разъезжают уже на второй серии номеров: недавние «О…АА» сменили «О…УУ». Причина этого непостоянства, говорят, кроется в том, что первую серию чекисты раздали в частные руки. Так, высокопоставленные сотрудники самарской компании «RBE», отметившейся в нашей губернии рядом громких рейдерских захватов, также передвигались в Саратове на автомобилях с эфэсбэшными номерными знаками «О…АА». На Mercedes последней модели владельца дилерского центра «Саратов-Моторс» Владимира Балонкина красуется номер «О131АА». Как рассказывают наши источники, имеющие отношение к местному управлению ФСБ, стоимость бывших ведомственных регистрационных знаков якобы варьируется в пределах 30-100 тысяч рублей.
Вообще, с номерными знаками наши эфэсбэшники ведут себя чрезмерно легкомысленно. Например, известен факт, что один из сотрудников до сих пор использует старый регистрационный знак квадратной формы с четырьмя цифрами, заканчивающийся на буквенное сочетание «…САБ». По-хорошему, номер этот должны были изъять и утилизировать при снятии машины с учета, но за последние несколько лет он успел повисеть и на Opel Vectra, и на новеньком Lexus RX300, на которых передвигается тот самый чекист.
Впрочем, какие могут быть вопросы к нему, если сам начальник этого ведомства, вероятно, ради красоты пошел на нарушение закона. Валерия Бекленищева не раз видели передвигающимся на Mercedes представительского класса и внедорожнике Toyota Land Cruiser 100 с одинаковыми номерными знаками «О001УУ». Получается, для машин главного эфэсбэшника губернии изготовили дубликат волшебных номеров? Вот только знает ли он сам, что это не совсем законно?
Кстати, нынешние номерные знаки «О…УУ» ведомство г-на Бекленищева стало использовать после того как информация о торговле спецномерами просочилась в прессу. И номерами новой серии теперь пользуются исключительно чекисты.
ВОЗВРАЩЕНИЕ
ПОРОЧНОЙ ПРАКТИКИ
Впрочем, вольно по отношению к своим ведомственным регистрационным знакам ведут себя и в ГУВД Саратовской области. Как рассказывают осведомленные источники, сейчас не составляет особого труда повесить на частный автомобиль какой-нибудь номер с буквами «В…ОО»: возможности зависят лишь от кошелька приобретателя (расценки примерно те же, что и на предыдущие эфэсбэшные). Эти номерные знаки повторяют сегодня судьбу старых милицейских – «В…АМ» и «С…СМ» (последние принадлежали криминальной милиции). А вот обзавестись более уважаемыми номерами «В…ТТ» или «В…ММ», говорят, все еще весьма трудно.
Кроме того, восстановилась порочная практика раздачи ведомственных регистрационных знаков и в областной прокуратуре. Номера саратовского «ока государева» с буквенным сочетанием «М…ММ», введенные бывшим руководителем прокуратуры губернии Анатолием Бондарем, рассказывают, давно может приобрести за вознаграждение широкий круг автовладельцев. Покойный экс-прокурор области Евгений Григорьев такого безобразия не допускал. Регистрационные знаки «Р…РР 164», появившиеся при нем на машинах этого ведомства, висели исключительно на служебном транспорте прокурорских работников. К сожалению, сейчас, по нашей информации, такой принципиальности уже не наблюдается.
ПОСТАВИТЬ КРЕСТ
А вот схожие с прокурорскими номера автомобилей депутатов областной думы первого и второго созывов «Р…РР 64» действительно давно пошли по рукам и почти потеряли статус уважаемых среди гаишников. Некоторые нынешние народные избранники еще передвигаются на машинах с номерными знаками думы третьего созыва «Т364…64», но в почете среди них сегодня номера с комбинациями из «Т464…64». Первая цифра означает номер созыва, как вы понимаете.
Нынешний спикер регионального парламента Валерий Радаев пользуется номерами своего предшественника. Правда, при нем в отличие от Большеданова водитель машины с почитаемыми среди московских стражей дорожного спокойствия номерами «А564МР 97» (подобные регистрационные знаки розданы всем губернаторам и главам законодательных собраний субъектов страны) правила, вроде бы, не нарушает. Стоит добавить, что в столице нашей Родины, если верить интернету, подобные номера можно приобрести за 55 тыс. долларов. Правда, в Саратове близнецы председателя региональной думы пока не обнаружены. Даже губернатор Павел Ипатов, по нашим сведениям, использует машину с федеральными номерными знаками лишь в Москве.
Кстати, обзавестись новым номерным обозначением не так давно был вынужден и судебный корпус губернии. Старые регистрационные знаки с буквенной комбинацией «Х…ХХ» раздали стольким посторонним лицам, что началась путаница: кого можно наказывать, а кто имеет право на судебную неприкосновенность? Теперь гаишникам позволено ставить крест на дальнейшем водительском стаже всех обладателей номерных знаков «Х…ХХ», серьезно нарушивших правила дорожного движения. «В…ОВ» – именно такие номера сегодня висят на автомобилях, возящих людей в черных мантиях. Самый первый регистрационный знак из этой серии, естественно, красуется на Audi, принадлежащем некогда уже экс-председателю Саратовского областного суда Александру Галкину.