Бренд напрокат
Покупка франшизы считается хорошей возможностью начать свое дело
К замысловатым бизнес-терминам многие уже успели привыкнуть. Однако не все знают, как классическое толкование слова соотносится с действующими реалиями. Об этом наша новая рубрика.
Франчайзинг (англ. fran#chising) – cоглашение об условиях совместной деятельности между компанией и дилером, согласно которому дилер получает право деятельности с использованием товарного знака компании, ее ноу-хау, маркетинговых приемов, технологии, рекламных возможностей, полуфабрикатов и т.д., расплачиваясь за это отчислением определенного процента с оборота или от прибыли.
Покупка франшизы считается наименее рисковой стратегией создания и развития собственного бизнеса. В последнее время активизировался спрос на недорогие франшизы стоимостью до 1 млн рублей. Это связано с появлением новой категории потенциальных франчайзи – людей, потерявших работу, но располагающих определенными накоплениями и желающими открыть свой бизнес. Более половины всех продающихся сейчас в России франшиз относятся к торговле. Безусловным лидером в этом сегменте стали франшизы по торговле одеждой различных марок – 44 процента. С большим отрывом – 10 процентов – идут бижутерия и аксессуары. Доля франшиз по торговле обувью, косметикой, подарками и продуктами питания колеблется в пределах 5–8 процентов. Наименее востребованы оптика и спортивные товары – 1 процент.
Франшизы, связанные с предоставлением услуг и общественным питанием, примерно равны по популярности – их доли 21 и 19 процентов соответственно. В сфере общественного питания пользуются наибольшим спросом недорогие франшизы фаст-фуда – 64 процента, на втором месте располагаются рестораны – 18 процентов, замыкают список кофейни (14 процентов) и кафе-мороженое (4 процента).
Сегодня наибольшее количество франшиз – свыше 80 процентов – предлагают владельцы московских компаний. На втором месте – Санкт-Петербург. Активность проявляют и уральские бизнесмены (города Челябинск, Пермь, Екатеринбург).
Если говорить о саратовском бизнесе, то ни одна местная марка не стала пока настолько популярной, чтобы продвигать ее в качестве франшизы в другие регионы. Зато возможностью открыть свой бизнес, купив чужую франшизу, пользуются многие. Из недавних примеров можно назвать открывшиеся в сентябре в галерее «Каштан» рестораны «Планета Суши» и «IL Патио». Владельцем обоих брендов является московское ООО «Росинтер Ресторанс». К недорогому этот бизнес не отнесешь – общий объем инвестиций для открытия «IL Патио» оценивается «Росинтером» в 16–18 млн рублей, «Планеты Суши» – 12–14 млн рублей. При этом паушальный взнос при покупке франшизы составляет не менее 1,3 млн рублей без учета НДС, роялити и маркетинговый взнос – 6 и 4 процента от выручки соответственно.
Светлана БАРИНОВА, начальник отдела экономики
и инвестиции областной ТПП:
– Действительно, предложений по продаже франшиз сейчас много, но для начинающих бизнесменов этот вариант все-таки дороговат и труден. Покупать готовый бизнес удобнее тем, кто уже имеет собственное дело. Например, у вас есть ресторанчик, но посетителей в нем маловато. Вкладываться в постоянную рекламу дорого, а закрывать его и переоборудовать помещение под что-то другое не хочется. В таком случае иногда проще купить франшизу какой-нибудь пиццерии – раскрученный бренд начнет работать на вас. Что касается советов по покупке каких-то конкретных вещей, то однозначного мнения здесь быть не может. Иногда хорошую идею может угробить никакой руководитель. Единственное, что хочу заметить, – рынок в Саратове не пустой. И торговля по франшизам, и фаст-фуд с ресторанами у нас достаточно хорошо представлены.
Марина ЛАЙКАСК
2009-10-12
http://delgub.sartpp.ru/arhiv.php?ID=1124