Правительство РФ приостанавливает введение "бензинового" техрегламента, обязывающего с 1 января 2009 года производить моторное топливо по экологическим стандартам не ниже "Евро-3". Нефтяники объясняют такую отсрочку дороговизной модернизации НПЗ, сообщает "Российская газета".
Правительство поручило нескольким профильным ведомствам до 1 декабря внести соответствующие поправки в техрегламент "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту". Эксперты считают, что тем самым введение документа заморожено на неопределенное время.
Топливный регламент предусматривал запрет производства топлива стандарта "Евро-2" с 1 января 2009 года, стандарта "Евро-3" - с 2010 года и стандарта "Евро-4" - с 2012 года. С 2012 года планировалось, что в России нельзя будет производить керосины и бензины марок Аи-80 и Аи-92. Против введения стандартов выступали в основном нефтяники. Они заявляли, что переустройство НПЗ на производство бензинов стандарта "Евро-3" в столь короткие сроки, во-первых, "физически невозможно", во-вторых - потянет за собой рост цен. Строительство новой установки на НПЗ занимает в лучшем случае 6-7 лет. При этом общие затраты на переоснащение НПЗ составляют минимум $25 млрд.
Теперь, по версии источников "РГ", одна из главных причин "заморозки" техрегламента состоит в том, что неминуемое подорожание бензина идет вразрез с государственной политикой по борьбе с ростом цен на топливо. Отсрочка вызвана еще и тем, что пока неясно, как заставить НПЗ производить качественное топливо. Предполагалось, что на высокосортное топливо в России будут снижены ставки акцизов, а на низкосортное - повышены. Однако в проект поправок в Налоговый кодекс дифференциация акцизов не вошла.
Ситуацию осложняет то, что в России с начала этого года все автозаводы обязаны выпускать автомобили с двигателями класса не ниже "Евро-3". Соответствующий технический регламент никто не отменял. А значит, заправлять такие автомобили следует топливом не ниже "Евро-3", что закреплено в инструкциях по их эксплуатации. Невыполнение этого условия, по словам специалистов, может привести к неполадкам и поломкам в двигателях.
Сегодня 60,5% производимого в России автомобильного топлива представлено маркой "Евро-2". Как "разрулится" эта коллизия, видимо, станет известно 1 декабря, когда ведомства представят свои поправки в "бензиновый" техрегламент.