Дтп на закрытом автодроме

  • Автор темы SaVa_vlaD
  • Дата начала
Ф

Фокс Малдер

Guest
Установление обоюдной вины при ДТП
Согласно ч. 3 ст. 1079 ГК РФ владельцы <источников повышенной опасности> солидарно несут ответственность за вред, причиненный третьим лицам в результате взаимодействия этих источников (столкновение транспортных средств и т. п.).

Вред, причиненный владельцам автотранспортных средств в результате взаимодействия их автомобилей, возмещается на общих основаниях (ст. 1064 ГК РФ).

Итак, владельцы источников повышенной опасности, совместно причинившие вред другому лицу, несут солидарную ответственность. При этом уже не учитывается степень вины того или иного лица. В ряде случаев проблемно даже определить вину того или другого водителя, поэтому нередко вина признается обоюдной. А уж выяснить степень вины каждого из водителей на практике вовсе нереально: законом это не продумано. Следовательно, водитель, спровоцировавший ДТП, практически может быть освобожден от ответственности. Поэтому встречаются случаи, когда установление обоюдной вины является средством избежания наказания и возмещения вреда.

Проиллюстрируем наш вывод случаем из практики. Автомобиль ВАЗ-2109, двигаясь задним ходом на стоянке, задел левой передней дверью правую заднюю часть кузова <Тойоты> (рис. 1). В результате обоим транспортным средствам был причинен различный материальный ущерб.

В процессе разбора ДТП его участники обвиняли друг друга. Водитель ВАЗа ссылался на то, что <Тойота> после начала маневрирования задним ходом также начала движение задним ходом, и ВАЗ не смог избежать столкновения, так как размер стояночной площадки исключал возможность разворота на месте. Следовательно, <девятка> после начала маневра могла двигаться только задним ходом. Водитель же <Тойоты> должен был видеть, что ВАЗ начал движение, и был обязан пропустить его вперед. Кроме того, в соответствии с п. 8.9 ПДД Российской Федерации водитель <Тойоты> был обязан уступить дорогу, так как ВАЗ приближался справа.Водитель <Тойоты> в своих объяснениях ссылался на то, что в момент движения автомобиля ВАЗ он не совершал маневров, а оставался без движения.

При осмотре места происшествия перед <Тойотой> были обнаружены следы протекторов шин, соответствующие рисунку протекторов данного автомобиля длиной около 1 метра. В момент осмотра места происшествия <Тойота> находилась за границей поперечной линии места парковки (на рис. 1 линия отмечена пунктиром) на расстоянии около 1,3 метра от переднего левого колеса. Эти факты подтверждены понятыми и свидетелями ДТП.Кажется, что вина водителя <Тойоты> очевидна. Во-первых, в игнорировании второго участника движения (ВАЗ) и создании ему помех, что повлекло нарушение п. 8.1 и 8.12 ПДД РФ. В соответствии с п. 8.1 ПДД маневр должен быть безопасен и не должен создавать помех другим участникам движения. Во-вторых, в неправильной парковке и размещении транспортного средства на прилегающей к проезжей части территории, что также создает помехи для тех, кто пользуется данным участком дороги.

Однако во втором случае водитель <Тойоты> не будет нести ответственность за причиненный вред в соответствии с тем же п. 8.12 ПДД РФ. Перед началом движения задним ходом водителю автомобиля ВАЗ следовало убедиться в безопасности маневра или прибегнуть к помощи других лиц, так как он должен был предвидеть возможность столкновения левым бортом с <Тойотой>.

Доказательно определить правдивость версий обоих участников ДТП было невозможно. Свидетелями являлись лишь пассажиры столкнувшихся машин, по одному с каждой стороны, которые дали объяснения, подтверждающие показания своих водителей. Никто, кроме этих четырех человек непосредственно при ДТП не присутствовал.

Обнаруженные следы протекторов шин перед <Тойотой> на факт начала движения автомобиля указывают лишь косвенно, иными доказательствами они не подкреплены. Указанные следы могли быть оставлены ранее, при парковке машины. Таким образом, вина каждого из водителей остается недоказанной. Тем не менее практика склонна признавать в подобных случаях обоюдную вину - это легче и удобнее, но не соответствует интересам невиновного водителя.

Ситуацию можно изменить, получив новые доказательства, например заключения автотехнической экспертизы. Она может быть назначена в рамках административного производства, если ставится вопрос о привлечении к ответственности за нарушение ПДД одного или обоих водителей. Если органы ГИБДД не возбуждают административного дела, а выдают на руки водителям справки об участниках ДТП, автотехническая экспертиза может быть назначена судом при условии, что один из водителей подает в суд иск о возмещении ущерба, причиненного ДТП.

Как следует из схемы ДТП на рис. 1, удар пришелся на водительскую дверь ВАЗа. Данный факт указывает на две возможные причины возникновения ДТП:

1) водитель ВАЗа начал движение по прямой траектории, в этом случае столкновение с <Тойотой> могло произойти только при одновременном движении обоих транспортных средств;2) водитель ВАЗа двигался назад, одновременно поворачивая направо, объезжая <Тойоту>, которая стояла на его пути.Судебные эксперты в рамках автотехнической экспертизы могут рассчитать траекторию движения автомобиля ВАЗ по материалам дела и вычислить радиус поворота (R), если таковой имел место.

Но не следует думать, что суд по принципу социалистической справедливости ринется всеми возможными способами устанавливать чью-либо невиновность. В гражданском процессе действуют иные правила. Согласно ст. 56 ГПК РФ представлять доказательства своей невиновности и виновности иного лица должна заинтересованная сторона. Поэтому единственным защитником прав последнего остается он сам. Именно от него и его активности зависит дальнейший ход развития событий при рассмотрении дела в судебном порядке, которое является единственным способом возмещения вреда по ДТП.

Опубликовано: журнал «Автомобили и цены», 2003 год
Последние обновления за 23.05.09 22:15
 
Ф

Фокс Малдер

Guest
ДТП: возмещение при обоюдной вине водителей

Федеральный арбитражный суд Московского округа Постановление № КГ-А40/12564-08 от 19/03/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2009 года Полный текст постановления изготовлен 19 марта 2009 года Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе: председательствующего-судьи Федосеевой Т.В., судей Мойсеевой Л.А., Новоселова А.Л. при участии в заседании: от истца — М.Е.В. по доверенности N 9/14-448д от 18.03.08 от ответчика — П.Г.М. по доверенности N 15 от 17.03.08 рассмотрев 12 марта 2009 года в судебном заседании кассационную жалобу истца — Войсковой части 54 799 на решение от 11 августа 2008 года Арбитражного суда города Москвы принятое судьей Комаровой Г.В.на постановление от 07 октября 2008 года N 09АП-12202/2008-ГК Девятого арбитражного апелляционного суда принятое судьями Елоевым А.М., Крыловой А.Н., Басковой С.О. по иску Войсковой части 54 799 о взыскании 4 777 руб. 64 коп.к ЗАО «Городская страховая компания»



установил:



Войсковая часть 54799 обратилась в Арбитражный суд г. Москвы с иском к ЗАО «Городская страховая компания» о взыскании 4 777 руб. 64 коп., составляющих сумму возмещения ущерба, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия.

Решением от 11.08.2008 Арбитражного суда города Москвы, оставленным без изменения постановлением от 07.10.2008 Девятого арбитражного апелляционного суда, в иске отказано.

При этом суды исходили из того, что компенсации при обоюдной вине водителей подлежит лишь 50% причиненного ущерба.

Не согласившись с принятыми судебными актами, Войсковая часть 54799 подала кассационную жалобу, в которой ставится вопрос об их отмене и удовлетворении исковых требований. Доводы заявителя мотивированы тем, что судами неправильно применены нормы материального права (глава 59 ГК РФ).

В заседании суда кассационной инстанции представитель истца поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе. Представитель ответчика возражала против удовлетворения кассационной жалобы, полагая принятые судебные акты законными и обоснованными.

Выслушав представителей сторон, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ) законность принятых по делу судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Как усматривается из материалов дела, 28.02.2006 на пересечении улиц Мосфильмовская и Пудовкина произошло дорожно-транспортное происшествие с участием автомобиля ГАЗ-3102 регистрационный знак Н578КН97, принадлежащего истцу, и автомобиля Опель Вектра регистрационный знак О189АА177 под управлением Н.Н.Г., застрахованного в ЗАО «Городская страховая компания» по полису ОСАГО ААА N 0236094379.

Судом установлено, что ДТП произошло обоюдной вине водителей, что подтверждается справками ГИБДД, постановлениями по делу об административном правонарушении от 22.03.2006 77 АХ N 2585790 и 77 АХ N 2585791, которыми было установлено нарушение Правил дорожного движения обоими водителями. Оба водителя были привлечены к административному наказанию в виде штрафа.

Согласно акту о страховом случае от 19.06.2006 стоимость восстановительного ремонта транспортного средства истца была определена в размере 9 555 руб. 58 коп.

Судом установлено, что ответчик перечислил истцу половину суммы ущерба (4 777 руб. 64 коп.).

В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 1079 ГК РФ вред, причиненный в результате взаимодействия источников повышенной опасности их владельцам, возмещаются на общих основаниях.

В соответствии со ст. 1083 ГК РФ если грубая неосторожность самого потерпевшего содействовала возникновению или увеличению вреда, в зависимости от степени вины потерпевшего и причинителя вреда размер возмещения должен быть уменьшен.

С учетом установленного суды пришли к правильному выводу о том, что компенсации при обоюдной вине водителей подлежит лишь 50% причиненного ущерба и правомерно отказали в удовлетворении иска.

Суд кассационной инстанции находит выводы суда соответствующими установленным по делу обстоятельствам, имеющимся в деле доказательствам и закону.

Довод заявителя жалобы о том, что нарушение водителем истца требований Правил дорожного движения не находится в причинно-следственной связи с причинением ущерба, подлежит отклонению как несостоятельный.

Как правильно указано судом, вина обоих водителей в произошедшем ДТП установлена Постановлением органов ГИБДД, которое в установленном законом порядке не отменено.

Довод заявителя жалобы о неправильном применении судом норм главы 59 ГК РФ, подлежит отклонению, поскольку данный довод был предметом суда апелляционной инстанции и ему дана правильная оценка, у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для их переоценки.

Доводов, влекущих за собой отмену принятых по делу судебных актов, заявителем кассационной жалобы не приведено.

Руководствуясь ст. ст. 284 — 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации



постановил:



решение от 11.08.2008 Арбитражного суда г. Москвы и постановление от 07.10.2008 Девятого арбитражного апелляционного суда по делу N А40-39604/08-25-393 — оставить без изменения, кассационную жалобу — без удовлетворения.



Председательствующий

Т.В.ФЕДОСЕЕВА



Судьи

Л.А.МОЙСЕЕВА

А.Л.НОВОСЕЛОВ


17.04.2009
 
foxbee

foxbee

Активный участник
Регистрация
24.05.2006
Сообщения
6 460
Реакции
56
Баллы
48
При обоюдке по ОСАГО ничего не выплачивается, т.к .нет невиноватого. А пополам - это с какой стати ? Ну еду я допустим на ОКЕ по однополосной дороге никого не трогая и вдруг с парковки вылетает задом МАЙБАХ и об мой неубиваемый бампер полосует себе всю бочину..Ремонт нам пополам делать?
 
Ф

Фокс Малдер

Guest
Соответственно если к примеру столкнулись две машины, например одна КРАЗ-256Б

и например ВАЗ 2101

И их признали обоюдновиновными, при естесственно разных повреждениях, то ..... смотреть выше....
 
Ф

Фокс Малдер

Guest
Ну еду я допустим на ОКЕ по однополосной дороге никого не трогая и вдруг с парковки вылетает задом МАЙБАХ и об мой неубиваемый бампер полосует себе всю бочину..Ремонт нам пополам делать?
А разве это обоюдка?
 
Б

Бесёнок

Guest
Ну еду я допустим на ОКЕ по однополосной дороге никого не трогая и вдруг с парковки вылетает задом МАЙБАХ и об мой неубиваемый бампер полосует себе всю бочину..Ремонт нам пополам делать?
Еще раз пост 34 перечитываем. Если водитель оки видел майбах, выезжающий задом, и не захотел притормозить- это одно. А если майбах выезжал из за препятствия, и его небыло видно до последнего момента- это другое
 
Д

Дмитрий Богомолов

Guest
Вопросы обоюдной вины обсуждаются в другой теме, кому интересно - пользуйтесь поиском. Здесь разговор о конкретном ДТП.
 
Ф

Фокс Малдер

Guest
Можно ещё В.Травину вопрос такой задать, интересно что он ответит.....
 
OP
SaVa_vlaD

SaVa_vlaD

Новичок
Регистрация
03.05.2009
Сообщения
4 857
Реакции
4
Баллы
0
И так,всех благодарю за помощь и в особенности Lаdy Wintеr!
Все разрешилось: приехал туда,пошел первый. Дпсник был в замешательстве,зачем их вообще вызывали. В итоге виноваты оба,с него еще штраф рубль содрали за то,что он свой шамок передвинул. Теперь буду ремонтероваться.
 
foxbee

foxbee

Активный участник
Регистрация
24.05.2006
Сообщения
6 460
Реакции
56
Баллы
48
И так,всех благодарю за помощь и в особенности Lаdy Wintеr!
Все разрешилось: приехал туда,пошел первый. Дпсник был в замешательстве,зачем их вообще вызывали. В итоге виноваты оба,с него еще штраф рубль содрали за то,что он свой шамок передвинул. Теперь буду ремонтероваться.
Ну как я и говорил похоже - без страховок , за свой счёт и каждый свою ?
 
OP
SaVa_vlaD

SaVa_vlaD

Новичок
Регистрация
03.05.2009
Сообщения
4 857
Реакции
4
Баллы
0
Ну как я и говорил похоже - без страховок , за свой счёт и каждый свою ?

Именно. А материалы все видимо отправят в наши страховые?
Я уже нашел бампер и фару,все за 300р. Спасибо Romаnich!
 
C

Critical

Guest
Так почему обоюдку нарисовали? Потому, что он машину передвинул или что? Немного не понял, кто может дать четкое описание причины?
 
Верх Низ