Вообще традиция очень больших и даже пожизненных (и при этом легитимных) сроков правления очень распространённое явление.
Личное пожизненное президентство Сапармурат Ниязов, первый секретарь ЦК Компартии Туркмении, впервые был избран президентом Туркмении в 1990 году, альтернатив его кандидатуре на выборах не было. В 1994 году референдум продлил его полномочия, а в 1999-м Народный совет назначил его пожизненным президентом Туркмении.
Снятие ограничения на количество президентских сроков Диктаторы, пришедшие к власти в результате президентских выборов, часто предпочитают оставаться у руля, сохраняя видимость демократии и продолжая переизбираться. Один из удобных механизмов для этого — референдумы, отменяющие ограничения на количество сроков пребывания у власти. В Белоруссии такой референдум был проведен в 2004 году, благодаря чему Александр Лукашенко смог переизбираться и дальше. В Тунисе в 2002 году президент Бен Али — также с помощью референдума — получил возможность переизбираться неограниченное число раз, но был свергнут в 2011.
Подтверждение полномочий на референдуме Референдум — один из излюбленных механизмов сохранения авторитарной власти. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, бывший президент Египта Хосни Мубарак, бывший президент Киргизии Аскар Акаев проводили референдумы для очередного продления своих полномочий и формального подтверждения легитимности. Как правило, уровень проголосовавших «за» приближался к 100%. Форма референдума и формулировка вопросов в таких случаях редко оставляют голосующим возможность выбора. В 1971 году на Гаити был проведен референдум о назначении главой государства Жан-Клода Дювалье, сына предыдущего диктатора Франсуа Дювалье.
Жители Гаити должны были ответить на вопрос: «Гражданин доктор Франсуа Дювалье выбрал гражданина Жан-Клода Дювалье своим преемником на пост пожизненного президента республики. Отвечает ли этот выбор вашим устремлениям и желаниям? Вы его одобряете?» В 1985 году на очередном референдуме полномочия Дювалье-младшего были подтверждены, 99,98% избирателей высказались за то, чтобы он не только оставался президентом пожизненно, но и получил право назначать своего преемника. Год спустя Дювалье был свергнут и бежал из страны.
Обнуление счетчика президентских сроков Популярным в странах СНГ способом продления полномочий стало признание первого срока «нулевым», после чего президент получал право избираться еще на один, дополнительный срок. С помощью «обнуления» продлевались полномочия президента Узбекистана Ислама Каримова, президента Таджикистана Эмомали Рахмона и бывшего президента Киргизии Аскара Акаева.
Увеличение президентского срока Чтобы вопрос о перевыборах или очередном референдуме вставал не слишком часто, в качестве дополнительного способа сохранения власти распространено увеличение президентского срока на несколько лет. В 2002 году в Узбекистане президентский срок был увеличен с пяти до семи лет, что позволило Исламу Каримову не беспокоиться о переизбрании слишком часто. В 2008 году этим способом воспользовался и Владимир Путин.
Манипуляции с выборами Формальное сохранение института выборов, притом что на самом деле глава государства определяется недемократическим путем, имеет долгую традицию: так были устроены выборы в Советском Союзе, так они устроены в Северной Корее, Китае и других странах бывшего коммунистического блока. Различные способы манипуляции — неправильный подсчет голосов, неравные возможности кандидатов во время президентской кампании, отсутствие соперников, отмена графы «против всех» — используются и сейчас во многих африканских странах, Азии и России. Самым наглым обманом считаются выборы 1927 года в Либерии. Тогда президент Чарльз Кинг объявил о том, что получил 234 000 голосов, то есть 1560% — ведь всего в Либерии было зарегистрировано 15 000 избирателей.
Особый статус лидера нации Нурсултан Назарбаев руководит Казахстаном с 1989 года — тогда он стал первым секретарем ЦК Компартии республики. После это он четыре раза подряд побеждал на президентских выборах, один раз его полномочия были продлены с помощью референдума. В 2007 году парламент Казахстана закрепил за Назарбаевым право оставаться президентом пожизненно, а в 2010-м наградил его особым статусом «лидера нации», что пожизненно освободило его от уголовной ответственности.
Снятие ограничения на возраст Для стареющих диктаторов актуальным становится снятие возрастных ограничений для кандидатов в президенты, если они предусмотрены конституцией. Специально для бывшего президента Туниса Бен Али предельный возраст кандидатов был изменен на референдуме 2002 года с 70 до 75 лет. Ограничения по возрасту также отменялись специально для президента Казахстана Нурсултана Назарбаева и президента Таджикистана Эмомали Рахмона.
Введение чрезвычайного положения Введение чрезвычайного положения — один из самых радикальных способов остаться у власти, обычно сопровождается полной отменой выборов на многие годы, введением цензуры и военных судов, физической расправой с политическими оппонентами и запретом оппозиционных партий. В 1972 году президент Филиппин Фердинанд Маркос ввел в стране чрезвычайное положение на 9 лет, оправдывая его «коммунистической угрозой». В Египте режим чрезвычайного положения действовал все время правления Хосни Мубарака — 30 лет. В Сирии чрезвычайное положение действовало 48 лет, с 1963 года, отменено оно было лишь в апреле этого года под давлением демонстрантов.
Передача власти по наследству Уходящие правители могут позаботиться о том, чтобы их пост достался по наследству кому-то из детей, как в традиционной монархии. При этом часто формально соблюдаются демократические процедуры. Уже упоминавшийся Жан-Клод Дювалье был назначен пожизненным президентом Гаити после смерти отца в результате референдума. Глава Северной Кореи Ким Чен Ир сменил своего отца Ким Ир Сена и в свою очередь назначил преемником своего сына. Президент Азербайджана Ильхам Алиев был назначен преемником своим отцом Гейдаром Алиевым. На выборах 2003 года большинство избирателей подчинились воле Алиева-старшего, проголосовав за его сына.
Создание особого государственного строя Установление одной из форм диктатуры часто происходит после переворотов и насильственного захвата власти. Как правило, новый строй объявляется самым демократичным и справедливым из всех существующих. После свержения монархии в Ливии в 1969 году Муаммар Каддафи стал верховным главнокомандующим и председателем совета революционного командования, а позднее — премьер-министром. В своей «Зеленой книге» он изложил основы нового устройства государства «Джамахирии», или «государства масс» — правления «народных советов».
(С)перто