!Chip
Активный участник
- Регистрация
- 27.02.2008
- Сообщения
- 42 382
- Реакции
- 2 255
- Баллы
- 113
«АвтоВАЗ» расправился с деньгами
— 12.08.09 16:13 —
ТЕКСТ: Елена Ходякова
25 млрд рублей – средства, выделенные на поддержку «АвтоВАЗа» в период кризиса – израсходованы. Деньги завод потратил всего за полтора месяца. Эксперты считают, что средства расходовались неэффективно и проблемы завода так и не решены.
В среду «АвтоВАЗ» объявил о том, что израсходовал 24,32 млрд руб. из 25 млрд руб., выделенных ему в рамках господдержки на время кризиса. Деньги были потрачены всего за полтора месяца.
Из 25 млрд 8,04 млрд были потрачены на исполнение обязательств по кредитам, полученным от Сбербанка РФ и ВТБ. Основная часть средств – 20,19 млрд руб. – была израсходована на расчеты с контрагентами. В случае с «АвтоВАЗом» речь идет о поставщиках автокомпонентов. Один из крупнейших поставщиков завода, «Группа СОК», подтвердил, что «АвтоВАЗ» выплатил все долги.
Еще 3 млрд руб. были потрачены на заработные платы служащим автозавода. Около полумиллиарда составили выплаты по налогам, а еще около 400 тыс. – проценты банков по взятым раньше кредитам.
«Выделение средств господдержки позволило ОАО «АвтоВАЗ» почти в 2 раза сократить кредиторскую задолженность по операционной деятельности при сохранении финансирования текущих поставок ТМЦ (товарно-материальных ценностей – примеч. редакции) на конвейер. Более чем в 4 раза сокращен объем просроченной кредиторской задолженности в целом по заводу и более чем в 7 раз – по задолженности по поставкам на конвейер», – говорится в официальном сообщении автозавода. Представители автомобильного сектора и эксперты раскритиковали то, как завод расходовал средства: слишком много ушло на траты, которые, в конечном счете, так и не помогли заводу решить проблему низкой загрузки конвейера.
В то же время и поставщиков автозавода нельзя назвать удовлетворенными.
В конце 2008 года «АвтоВАЗ» объявил, что будет расплачиваться за компоненты с помощью векселей. Однако оплатить эти векселя он не смог, потому что ожидаемая прибыль поступать не начала, а кризис перепроизводства лишь нарастал. Сейчас на государственные деньги часть долгов погашена, но это лишь временная мера, потому что вскоре долги начнут накапливаться снова. Антикризисный план, разработанный «АвтоВАЗом», оказался не столь эффективным. Положение предприятия все еще можно назвать плачевным, а производство – неэффективным и убыточным. Завод будет стоять весь август, а в сентябре будет работать лишь на четверть от обычного графика. То есть многие заводы-поставщики будут работать себе в убыток. «Скорее всего уже в октябре–ноябре мы столкнемся с новым конфликтом между поставщиками и «АвтоВАЗом», – считает представитель одного из производителей автокомпонентов.
При этом старший консультант аудиторской фирмы «Грант Торнтон» Елена Карпус обращает внимание на еще одну важную деталь. Использование средств по сути контролировал главный акционер автозавода, «Ростехнологии», в независимости оценок которого существуют серьезные сомнения.
«Можно ли доверять отчету «АвтоВАЗа», и является ли он ценным для финансового рынка? Наверное, скорее нет.
«Ростехнологии» является связанной с автоконцерном структурой и может быть прямо заинтересована в какой-то коррекции этой отчетности», – отмечает специалист.
Эксперты сходятся во мнении, «АвтоВАЗ» будет жить на «искусственном дыхании» лишь до тех пор, пока государство будет продолжать тратить на него неоправданно большие суммы. «Если же политика протекционизма завтра закончится, то у отечественного автоконцерна будут серьезные проблемы, так как дешевая корейская и китайская продукция быстро вытеснит его с рынка», – уверена Карпус.
Пациент скорее мёртв чем жив...