На днях российские информационные агентства взбудоражили отечественных автолюбителей сообщениями о том, что вскоре праворульные машины могут запретить. Новый техрегламент готовится на обсуждение в правительстве. Среди главных пунктов в новом проекте законодательства “О безопасности колесных транспортных средств” является запрет на ввоз праворульных машин, что, по мнению экспертов, вызовет очередной протест на Дальнем Востоке и на всей территории России, находящейся за Уралом. По мнению автомобильных экспертов, такой проект следует как минимум отложить на послекризисное время.
Новый техрегламент предусматривает семнадцать обязательных требований к безопасности автомобилей всех видов и марок, курсирующих по российским дорогам общего пользования, и развивает принципы первого принятого в России техрегламента – “О требованиях к выбросам автомобильной техники”. Проект разработан, обсужден и в ближайшее время будет внесен в правительство.
Однако оказывается, что речь идет не только об экологии. Шестнадцать требований призваны “защитить жизнь и здоровье всех участников дорожного движения, а также их имущественные интересы. При этом объектами технического регулирования признаются не только колесные транспортные средства, под коими помимо грузовых и легковых автомобилей подразумеваются автобусы, троллейбусы, мотоциклы и даже мопеды, но и их компоненты”.
Новый техрегламент ребром ставит давнишний вопрос, который касается ввоза праворульных автомобилей в Россию. В качестве смягчающего фактора российских автолюбителей сверху готовы “облагодетельствовать” указом, что нынешних автовладельцев подобных машин сей наказ не касается. “То есть никто не оштрафует вас на дороге за правый руль, но после решения правительства ввезти в Россию иномарку подобного типа не удастся”, – сообщает “Российская бизнес-газета”.
Автомобильные аналитики прогнозируют, что подобный законопроект вызовет протест со стороны автолюбителей, которые давно ездят на праворульных машинах. “Покупатели машин с правым рулем приобретают их обычно из-за более низкой цены, получая машину более высокого класса за меньшие деньги по сравнению с леворульным аналогом, – отмечает ведущий аналитик департамента консалтинга РИА “РосБизнесКонсалтинг” Анна Синявская. – Соответственно, ценовой фактор играет здесь главную роль. То, что запрет на ввоз праворульных машин будет воспринят негативно, понятно...”
По ее мнению, во время кризиса появляется возможность добиться принятия тех мер, которые раньше по тем или иным причинам не могли быть приняты, поскольку люди сейчас заняты более насущными проблемами, чем запрет на ввоз автомобилей с правым рулем. Кроме того, эксплуатация уже ввезенных не запрещается, что как раз могло бы вызвать более мощную акцию протеста. “Полагаю, что это лишь следующий этап в борьбе с праворульными машинами”, – считает аналитик. Независимые эксперты полагают, что на акции протеста может пойти только Дальний Восток, для которого отрасль импорта праворульных машин является одной из самых главных. “На время кризиса как раз стоило бы это отложить и не трогать, пока хотя бы проблески возврата к нормальной жизни не замаячат”, – говорит независимый автомобильный эксперт Константин Прохорцев.
Кроме запрета праворульных автомобилей, законодатели нацелились еще на ряд задач. “Полагаю, что как раз безопасность волнует создателей документа не так сильно, иначе выпуск некоторых отечественных моделей, не оснащенных подушками безопасности, давно бы запретили, – считает Анна Синявская. – Если действительно документ коснется и эксплуатации автомобилей, может сложиться ситуация, в которой владельцы праворульных автомобилей просто не смогут пройти техосмотр. То есть фактически будет невозможно эксплуатировать праворульные машины. Хочется добавить, что в России довольно старый парк легковых автомобилей, средний возраст – более 12 лет, что не добавляет безопасности дорожному движению. Но этот факт почему-то не вызывает такого оживления, как запрет на ввоз праворульных машин”.
По мнению большинства участников рынка, почти прямым текстом в новом законном акте прописывается лоббирование интересов системы ГЛОНАСС-ГЛОНАСС/GPS, которую предлагается установить на автомобили, предназначенные для перевозки людей, а также специальных и опасных грузов. Однако независимые эксперты отрицают возможность лоббирования. “Пусть сначала он в продаже на каждом углу появится, тогда можно говорить о влиянии и лоббировании, – отрезает Константин Прохорцев. – “Жигулей” как раз много, а продать не могут, с ГЛОНАСС все наоборот: люди хотят его, причем часто вместе с GPS в одном флаконе, потому как идеального не бывает, а необходимость есть”.
Никита Афанасьев
http://www.autonews.ru/autobusiness/news.shtml?2009/05/07/1467134