Недавно в СМИ были переданы два акта проверки авиакомпании Госавианадзором, датированные 29 августа 2005 года.
Первый акт, впоследствии изъятый из документооборота, содержал все 6 подписей членов комиссии, но так и не был утвержден начальником Николаем Соловьевым. Этот акт жестко требовал от авиакомпании «Аэрофлот-Норд» прекратить систематическое превышение норм рабочего времени пилотов в компании, и заявлял о троекратном невыполнении компанией предписаний надзорного органа и иных нарушениях.
Второй акт от того же числа, но уже утвержденный Соловьевым, фактически противоположен первому. Из выводов, и соответственно предписанных требований к региональному авиаперевозчику исчезли требования «по незамедлительному выполнению ранее сделанных предписаний», требования «решить кадровый вопрос командно-летного состава», требование «проработать положение о времени отдыха членов экипажей воздушных судов».
Из самой описательной части второго «положнякового» акта проверки «Аэрофлот-Норда» исчезли все данные о троекратном неисполнении ране сделанных предписаний.
Исчезли сведения о систематическом превышении норм полетного времени, как минимум, трех командиров экипажей - Бобкова, Третьяка, Гайдука.
Проще говоря, согласно исправленному акту проверки, «Аэрофлот-Норд» уже вовсе не «нарушитель - рецидивист», а вполне невинная компания, которой даны «мягкие» рекомендации.
Таким нехитрым способом, заменив один акт проверки на другой, Николай Соловьев в 2005 году фактически дал зеленый свет и свое покровительство авиакомпании «Аэрофлот-Норд» на повсеместную экономию средств на летных экипажах. «Если надзорный орган закрывает глаза, - зачем тратить лишние деньги из прибыли на пилотов?» - вероятно, решили в авиакомпании.
После плачевного, по результату, покровительства над «Аэрофлот - Нордом» Николай Соловьев в срочном порядке начал искать способ выйти сухим из воды. Такой вариант, вероятно, предложил ему бывший мэр Якутска, а ныне архангельский губернатор Илья Михальчук. Николай Соловьев в течение всего 2009 года вел активное наступление на аэропорт «Архангельск», всячески настаивая на смещении гендиректора Юрия Васильева и назначение на его должность друга сына губернатора, некомпетентного для данной должности Ваге Петросяна.
Известно, что в архангельской авиакомпании «Аэрофлот-Норд» направлением на переподготовку пилотов с «TU» на «BOING - 737» занимался сын руководителя местного отделения Госавианадзора - Антон Николаевич Соловьев. Документы, представленные им в Ространснадзор на согласование, утверждал его отец - Николай Алексеевич Соловьев.
В непосредственной компетенции Соловьева-старшего было утвердить полную, а не сокращенную программу курсов переподготовки обоих летчиков - виновников будущей пермской катастрофы. Отметим, что глубина обучения летного состава на «BOING - 737» варьируется в зависимости от суммы: 10, 30 и 40 тысяч евро за курс.
Если бы г-да Соловьевы послали летчика Медведева и его коллег учиться не по сокращенной, а по полной программе, возможно, ситуация, когда принять решение нужно было за несколько секунд, разрешилась бы иначе.
Как рассказывали после катастрофы архангельские пилоты, именно действия экипажа в аварийных ситуациях плохо «шли» на боинговском тренажере у капитана Медведева. Из трех попыток на тестах в Германии Медведев «завалил» две...
Отец и сын Соловьевы не могли не знать об этом.
Итог экономии, хоть и косвенный, записан в официальном выводе следствия МАК по делу о падении самолета в Перми...
Узнав о награждении осенью Николая Соловьева медалью ордена «За заслуги перед Отечеством II степени», в архангельской летной среде прозвучал горький сарказм: «За сбитый?»...