Театр успешен, когда зал полон
Уже десятый год Олег Табаков играет роль кризисного менеджера
Олег Табаков возглавил МХТ им. Чехова, когда зрительный зал заполнялся максимум наполовину, аншлаги случались лишь на премьерах, да и то не всегда. В служебных помещениях окурки гасились о батарею, в туалет было страшно войти, принять на грудь перед спектаклем почиталось делом чести, доблести и геройства. Из творческого и хозяйственного кризиса Табаков своё предприятие вывел. Но теперь ему выпало новое испытание — мировой финансовый кризис.
- Как с этим кризисом справляетесь, Олег Павлович?
— Финансовый кризис затронул все сферы жизни. Не обошёл он и театральный цех. Но тут у всех по-разному. Кто прежде нормально работал и научился зарабатывать, тех этот кризис затронул не столь чувствительно.
- Вы МХТ имеете в виду?
— И его тоже. В таких случаях всегда лучше обратиться к статистике. Так вот, по продаже билетов наш театр практически каждый месяц выходит на сто процентов. Кто-то скажет: «Ну, это естественно. В период кризисов люди хотят отвлечься от невзгод, развеять мрачные мысли. Вот и Великая депрессия хорошо поспособствовала расцвету Голливуда». Но, думаю, дело не только в этом. Высокая посещаемость нашего театра объясняется прежде всего его нынешним художественным состоянием. Интерес к спектаклям МХТ, он ведь возник не вдруг и не сегодня. Это уже многолетний и устойчивый интерес. Чтобы убедиться в том, достаточно прийти к кассе театра в дни предварительной продажи билетов: очередь тянется чуть ли не по всему Камергерскому…
- А работников театра кризис затронул?
— Их материальное положение всецело зависит от количества зрителей и от качества предлагаемых спектаклей. Из чего сразу понятно, что зарплаты в Художественном театре не подверглись сокращению.
- Вопрос не вполне деликатный, но всё-таки: сколько в среднем зарабатывает артист МХТ?
— Абсолютную цифру называть не хочу. Скажу так: эта сумма сопоставима с деньгами, которые получают актёры муниципальных театров Европы. А в 2000 году средняя зарплата мхатовского актёра составляла пять-семь тысяч рублей.
- Актёрская зарплата в МХТ зависит от званий?
— Никоим образом. Всю эту систему советскую я сразу отменил. Актёры зарабатывают сообразно их вкладу в театральное дело. Попросту говоря, кто больше и лучше играет, тот больше и зарабатывает. Иногда актёры, скажем так, не очень знаменитые, зарабатывают больше, чем звёзды. Потому что играют по 16-18 спектаклей в месяц.
- Но у вас в труппе есть актёры, когда-то принёсшие славу Художественному театру. Ушли из репертуара спектакли, в которых они блистали, а в новых постановках не каждый из этих актёров получает роль. Незанятость отражается на зарплате. Оставлять знаменитых мхатовцев без куска хлеба — как-то, согласитесь, немилосердно.
— Без куска хлеба они не остаются. Кто-то из них действительно нуждается в серьёзной материальной поддержке и получает её. Я вам больше скажу. Почти сразу с момента вступления в должность я установил правило: после 25 лет, отданных театру, человек не может быть уволен из МХТ. Хотя я уволил многих артистов за ненадобностью. Но 25 лет мхатовского стажа — это, считайте, охранная грамота. Выходит ли актёр на сцену, не выходит ли - свою, скажем так, тысячу у. е. он получает безоговорочно. В сущности, я восстановил систему пенсионного обеспечения, которая существовала в дореволюционном МХТ. Но у нас практикуются и другие меры социальной защиты. К примеру, актёру, отрабатывающему две смены в течение дня, даётся 150 рублей на еду. А женщина, у которой есть дети, получает шесть тысяч рублей в месяц на каждого ребёнка. И ещё. Значительное число сотрудников театра, и не только актёров, вовлечено в систему так называемых накопительных пенсий.
- Социальные выплаты производятся на госбюджетные деньги?
— Нет, на деньги, заработанные театром.
- А сколько денег МХТ зарабатывает самостоятельно?
— Больше половины нашего бюджета. Причём наблюдается положительная динамика. Пять лет назад мы собирали в месяц 14 миллионов рублей, а теперь — в среднем 26,5 миллиона. Пятилетний рост, таким образом, составляет примерно 40 процентов.
- Приращением сценических площадок, их модернизацией вы занимаетесь за счёт государственных средств?
— Не только за счёт государственных. Новая сцена была построена на средства частного лица.
- Нашёлся щедрый меценат?
— Нашёлся. Он дал мне миллион долларов.
- Имя его не назовёте?
— Не назову. Это был очень известный человек. Несколько лет назад он, к сожалению, умер.
Парламенская газета, 26.03.2010