Для обеспечения более безопасного и быстрого передвижения по городу экспертный центр Probok.net планирует внедрить новые квадратные светофоры, а также увеличить количество «умных перекрестков». В 2019 году уже успешно организовано около сотни таких проектов. По результатам наблюдений, их загруженность снизилась на 15-20%, поскольку движение транспорта оптимизировалось.
Национальный стандарт для новой формы светофоров
Главным отличием новых светофоров от старых станет квадратная форма не только самой секции, но и светового элемента. В связи с этим возникла необходимость в разработке стандарта, который будет включать в себя изменение внешнего вида и добавление новых функции.
Кроме основных трех секций и боковых стрелок, на светофорах должны появиться указатели в виде красного креста, которые будут предупреждать о запрете встречного потока движения. Таким образом водители, поворачивающие налево, смогут понять, что встречные автомобили должны остановиться и пропустить их.
В обновленный ГОСТ добавлена информация о том, что новые секции не обязательно должны быть одного размера.
Так, например, длина стороны секции красного цвета составляет не менее 30 см, а для желтого и зеленого данный размер может быть 20 см. Это должно обеспечить лучшую видимость красного сигнала издалека. Тем не менее, использование круглой формы секций пока не запрещено, но их планируют постепенно заменить на новые.
В разрабатываемых стандартах, кроме светофоров, присутствует информация об изменении всего устройства перекрестка. Так, например, будут добавлены датчики движения, и в случае, если пешеход выйдет на переход не на зеленый сигнал, включится красная подсветка перехода, оповещающая водителей о препятствии на дороге.
На сегодня существуют два нормативно-правовых акта, в которых описаны требования к работе светофоров: ГОСТ Р 52282-2004 и ГОСТ 33385, обновленный в 2015 году. В обоих этих документах не указано, что секции обязательно должны иметь круглую форму. Поэтому, новые квадратные стандарты не противоречат вышеуказанным документам.
Преимущества квадратных сигнальных секций
Привычные всем светящиеся элементы изготавливались исключительно круглой формы в связи с тем, что в них использовались галогенные лампы или лампы накаливания. Теперь же, когда прогресс в области освещения шагнул далеко, появились более эргономичные светодиодные лампы, которые светят на 50% ярче и лучше заметны издалека.
Квадратная площадь секции будет использоваться по максимуму, так как на ней можно разместить различные изображения и символы, помогающие участникам движения лучше ориентироваться в ситуации на дороге. Еще одним преимуществом станет стоимость новых светофоров – их производство будет на порядок дешевле.
Где и когда будет проводиться эксперимент
Глава экспертного центра Probok.net Александр Шумский сообщил, что экспериментальное испытание новых светофоров пройдет по аналогии в рамках ПНСТ (предварительных национальных стандартов). По такому же принципу ранее в стране уже происходило испытание вафельной разметки и дорожных знаков уменьшенного размера.
В качестве эксперимента первые квадратные светофоры будут установлены в Москве уже в этом году. Затем их будут испытывать Московская область, Санкт- Петербург, Ленинградская область и Татарстан. Точные даты установки пока не известны. Период испытаний может занять до трех лет, после чего новшество можно будет использовать повсеместно.