Полёт первого человека в мире в космос состоялся на несколько лет ранее, чем в СССР был запущен завод по производству туалетной бумаги. Это свидетельствует о том, насколько важно было для партии и правительства показать престиж страны на международном уровне. Естественно, Юрию Гагарину, как человеку, побывавшему там и благополучно вернувшемуся на Землю, предназначалась целая куча льгот и привилегий.
Что получил космонавт от правительства
Кроме всесоюзной славы (россияне до сих пор считают первого космонавта самым известным человеком), Юрию Гагарину причиталось звание Героя Советского Союза. И более приземлённые вещи: огромная квартира, новенькая «Волга» и премиальные 15 тыс. рублей.
Время шло. И вслед за Гагариным космические просторы начали бороздить вдоль и поперёк и другие смелые советские мужчины, а вскоре и женщины. Так что было решено всем космонавтам присваивать индивидуальные номерные знаки на машины.
Первый автомобиль Юрия Алексеевича ещё не попал в это число. Сразу по возвращению с орбиты ему подарили машину с госномерами 78-78 МОД. И сама «Волга», и номер живы и пребывают в доме-музее испытателя космических кораблей в городе Гагарине Смоленской области.
Эпопея с государственными номерами
На этой машине владелец катался с водителем. А позже приобрёл себе ещё одну «Волгу» с символическим госзнаком 12-04 ЮАГ. Цифры обозначали дату первого полёта в космос, а буквы, на первый взгляд, – это инициалы знаменитого советского гражданина. Но это не так. ЮАГ – это код Подмосковья, существовавший на то время в ГАИ.
С лёгкой руки Гагарина пошла традиция особых «космических» номеров. Всем, кто покорил Вселенную, выдавались госномера с серией ММО, а цифры соответствовали порядковому номеру покорителя космоса. Позже наименование Звёздного городка изменилось на ТМР. Но не все космонавты поспешили в ГАИ менять номера, так что можно встретить два вида серий.
И хотя Гагарин так и не успел воспользоваться престижным номером, всё равно за ним навсегда закрепился No1: Т001МР.
- Такой же, только с цифрой 2, достался Герману Титову.
- 003 закреплён за Андрияном Николаевым.
- Четвёрка — у Павла Поповича.
- 005 — у Валерия Быковского.
- 006 — у Валентины Терешковой.
- 034 достался Георгию Гречко.
- 041 — Валерию Рюмину.
- 043 — Владимиру Джанибекову.
- 053 — Светлане Савицкой.
- 077 — Юрию Усачёву.
- 106, 107, 108 соответственно присвоены автомобилям Михаила Корниенко, Олега Скрипочки, Дмитрия Кондратьева (пока замыкает цепочку с номером Т108МР).
Каким боком здесь Влад Топалов?
Как отмечалось выше, Юрий Гагарин попользоваться своими личными номерами при жизни не успел. Но нашлись люди, не обременённые элементарной совестью, и прикрепили подобную табличку на свои транспортные средства. И таких машин на улицах Москвы можно встретить сразу две. Обе — Лендкрузер и Мерседес — принадлежат бизнесменам.
По-видимому, кто-то из ГИБДД не знаком с «гагариниадой», поэтому и выдали номера другим автовладельцам.
Известный исполнитель Влад Топалов тоже решил примазаться к космической славе. Правда, забежал далеко вперёд, приобретя себе номера Т777МР, отобрав их у будущего космонавта. Вначале Топалов-младший катался на этих номерах на Ауди, а затем вместе с артистом они переместились на Хаммер.
Хотя нет дыма без огня – отец экс-участника группы «Смэш» Михаил Топалов числится в членах Российской академии космонавтики им. К.Э. Циолковского. Хотя в космос он пока так и не удосужился слетать.
Как выглядела «Волга» Гагарина
Сам Юрий Алексеевич не переживал по поводу того, что его машина не имеет первого порядкового номера. А прекрасно себя чувствовал в дермантиново-тканевом салоне с трёхскоростной коробкой передач и радиоприёмником.
Накатал космонавт всего 90 тысяч километров. Зато на кузове можно увидеть следы от небольших столкновений, устроенных Гагариным на дорогах. На свою малую родину на этой «Волге» мужчина никогда не приезжал.
Автомобиль оказался закутанным в стеклянный саркофаг в городе Гагарин уже через три года после смерти космонавта. Вначале «Волгу» под стеклом установили около дома-музея. Затем переместили к домику родителей Юрия Алексеевича.
Машина, находясь без движения четыре десятка лет, стояла с облупленной краской, потускневшими хромированными деталями и сгнившими резиновыми уплотнителями.
Правда, затем выделили деньги на реставрацию, значительно улучшив внешний вид старушки.
Гагаринский автобус
В музейной экспозиции города Гагарин можно увидеть также автобус ЛАЗ-695Б, который и подвозил первого космонавта на Байконуре к космическому кораблю «Восток-1».
Это был не совсем обычный автобус. Его сделали герметичным. Для космонавтов установили специальные кресла. После гибели Владимира Комарова в 1967 году автобус заменили другим транспортным средством.