Молодые водители уже и не вспомнят, что раньше автомобили открывались при помощи ключа, вставляемого в замочную скважину — как в дверях квартиры. А предварительно следовало заблокировать все пассажирские дверцы, нажав на кнопки в каждой из них.
С 2010 года все автомобили оснащаются центральным замком с дистанционным управлением. Подошёл к транспортному средству, щёлкнул на кнопочку в ключе, и – вуаля! — дверцы волшебным образом разблокировались. Легко и просто! Тем не менее существует ряд нюансов, которые следует учитывать при пользовании этой системой.
Какие бывают центральные замки с ДУ
Центральный замок с дистанционным управлением — это сложная система одновременной блокировки всех дверей автомобиля, включая багажник.
Различают два её вида:
- штатная;
- внештатная.
Первую на заводе устанавливает производитель. Внештатной обзаводится сам водитель уже в процессе эксплуатации автомобиля. Случается, что после выхода из строя штатного или после ДТП возникает необходимость в установке внештатного оборудования.
Определить, что в машине используется внештатный центральный замок с дистанционным управлением, можно по брелоку в руках водителя.
Отличия центральных замков с ДУ
Производители устанавливают центральные замки, которыми можно управлять на расстоянии, используя различные каналы связи.
Инфракрасный
Можно распознать по инфракрасному диоду, расположенному на ключе. Он напоминает пульт дистанционного управления. Сигнал от него поступает на инфракрасный приёмник. Чаще всего этот прибор располагают неподалёку верхнего салонного плафона. И направлять излучатель ключа следует именно в эту точку.
Радиус действия у подобных девайсов небольшой, требует точного попадания сигнала в окно приёма, поэтому в наше время подобные ЦЗ используются всё реже. Хотя они обладают и определёнными плюсами: угонщиками трудно просканировать инфракрасный сигнал. К тому же система обладает высоким уровнем помехозащищённости.
Радиочастотный
Здесь принцип работы таков:
- в ключе спрятан радиопередатчик, способный передавать закодированный сигнал;
- в салоне установлен приёмник, оснащённый декодером, который и производит расшифровку сигнала;
- в случае подтверждения разблокирует двери.
Возможны варианты в управлении:
- централизованное;
- децентрализованное.
В первом случае устанавливают модуль управления, одновременно управляющей всеми дверцами авто. При использовании децентрализованного типа предусмотрено наличие сразу нескольких блоков управления, отдельно отвечающих за работу двери или группы дверей.
Сейчас наметилась тенденция не устанавливать отдельный блок приёмника, а монтировать его в единую систему комфорта. Кроме того, центральный замок с ДУ может быть непосредственно подвязан к работе автосигнализации.
Типы центральных замков с дистанционным управлением
В зависимости от присутствующего в авто привода, ЦЗ подразделяют на:
- пневматические;
- электромагнитные;
- электромеханические.
Пневматический замок состоит из:
- воздушного насоса;
- электроклапанов;
- блока управления клапанами и электронасосом.
Чтобы открыть или закрыть двери, усилия в этом случае передаются через пневматические каналы.
Если вам попался электромагнитный замок, готовьтесь к проблемам в морозную стужу. Замки, работающие по принципу соленоида, могут запросто заглючить, когда на дворе минусовая температура. Так что производители всё чаще отказываются от применения этого типа устройств.
В электромеханических замках принцип работы основывается на преобразовании вращательных движений в поступательные при помощи червячного механизма. Актуаторы оснащаются концевыми выключателями, срабатывающими, когда открываются или закрываются стопоры замка.
Принципы работы
Управлять центральным замком с дистанционным управлением можно при помощи ключа или брелока. Когда водитель нажимает кнопку «Закрыть», сигнал передаётся на приёмник центрального блока замка посредством приёмной антенны. Происходит его дешифровка. Если подтверждается уникальность ключа, даётся разрешение центральному блоку на выполнение команды.
Если управление централизованное, команда выполняется относительно всех дверей, и они закрываются. Микровыключатели в актуаторах подтверждают процесс закрытия дверей и стеклоподъёмников, посылая специальные импульсы. Дело сделано — дверцы заблокированы.
Если система по каким-то причинам не сработала, и центральный замок не закрыл двери, брелок несколько раз щёлкнет, как будто закрывает/открывает замки. Водитель должен знать, что в системе случился сбой, и принять срочные меры по устранению причин.
В отдельных моделях автомобилей блокировка центрального замка подтверждается морганием поворотников или габаритов.
При нажатии на кнопку «Открыть» сигнал распознаётся блоком управления, и двери разблокируются. Чаще всего открытие/закрытие багажника происходит отдельно от остальных дверей.
Пока центральный замок с дистанционным управлением не выносит мозг и работает исправно, автолюбителю нет необходимости вникать в тонкости управления. А вот при возникновении проблем придётся изучать конструкцию и выявлять слабые звенья. Но это уже тема другой статьи.