Считается, что автопром Советского союза имел достаточно ограниченный ассортимент, поскольку население использовало однотипные авто массового выпуска с невзрачным дизайном и простыми техническими возможностями. При этом на автозаводах того времени разрабатывались необычные модели, которые так и не вышли в массовое производство по ряду причин.
ГАЗ-СГ1 «Победа-Спорт»
Большую часть интересных авто в советское время изобретали для участия в соревнованиях. В 1951 году на Горьковском автозаводе было разработано 3 экземпляра гоночных авто для кольцевых соревнований.
Разработкой занимались инженеры под руководством Смолина А. А. В основу изобретения взяли кузов и агрегаты от Победы. Это были первые удачные гоночные машины в СССР, которые получили название Победа-Спорт с кодом ГАЗ-20-СГ1.
Автомобили оборудовали двигателями с роторными нагнетателями мощностью 105 лошадиных сил. Такой двигатель позволял развивать скорость до 190 км/ч. На протяжении следующих 6 лет после выпуска первых экземпляров завод разработал еще 2 машины Победа-Спорт. За период участия этих авто в соревнованиях было выиграно 3 чемпионата СССР.
Москвич-408 «Турист»
С 1964 года страна узнала об автомобиле марки Москвич. Некоторые машины серии 408 сохранились и до сегодня. Вместе с классическим экземпляром была выпущена еще одна вариация, которую назвали Турист.
Машина была разработана по заказу бельгийцев. Ее особенностью стало наличие необычной кабины кабриолета.
Над изобретением работала молодая команда инженеров Московского завода малолитражных автомобилей под руководством Веселова и главного художника Иванова. Разработчики не смогли добиться совершенства в конструкции машины.
Минусом стал тот факт, что откидная крыша в сложенном виде не помещалась в багажник, а значит, ее нужно было отсоединять заранее и хранить отдельно от авто.
Машина был лишена сплошной крыши, но каркас оборудовали усилителями и съемным жестким верхом. Дополнительно было решено сократить колесную базу. В серийное производство пошла классическая модель Москвича 408.
В свою очередь вариация вышла только в 2 экземплярах и не производилась массово. Крыша первой машины была выполнена из стали, для второй – сталь заменили алюминием. Выпущенный автомобиль был оборудован двигателем с впрыском топлива, что позволяло развивать скорость до 130 км/ч с минимальным расходом топлива.
«Панголина»
Одной из наиболее интересных разработок в советское время стала машина с названием Панголина. Изобретение авто сопровождалось интересными новаторскими решениями, о которых в то время еще не знали. Разработчиком этого известного спорткара стал электрик Кулыгин А. К примеру, ее оборудовали не обычными дверьми, а поднимающимися колпаками, которые функционировали благодаря гидравлическому приводу.
Вместо стандартных фар было установлено сплошной блок, который появлялся с центральной части капота. Для шин использовалась низкопрофильная резина, которая в СССР тоже была редкостью. Вместо зеркал заднего вида использовался перископ, который открывал панорамный обзор для водителя.
Наружный дизайн напоминал Lamborghini Countach, поскольку имел угловатую форму и опущенный низ, как у спорткаров. Для обшивки кузова использовался стеклопластик, поскольку важно было максимально снизить вес конструкции.
Диски колес были выполнены из сплава алюминия. Техническую часть автомобиль позаимствовал у марки ВАЗ. Необычное строение каркаса позволило расположить стандартный ВАЗовский двигатель спереди, практически под приборной панелью.
Низкий вес конструкции и улучшенная аэродинамика позволяли разгонять автомобиль до 180 км/ч. Такой необычный транспорт разработчик собрал своими руками и в единственном экземпляре.
Большая часть интересных советских машин так и не были массово выпущены, поскольку часто их собирали в собственных гаражах любители соревнований. Многие из них побеждали в чемпионатах и становились легендами. А отдельные модели ничем не уступали заводским и вполне могли обойти даже иностранные разработки.