Ф
Фокс Мaлдер
Guest
Ровно 20 лет назад началась чеченская кампания — о том, завершилась ли она, единого мнения нет
Вся минувшая неделя прошла под сенью русских воинских хоругвей. 9 декабря в седьмой раз отметили День Героев Отечества в России. Через два дня наступил черёд другой торжественной и скорбной даты — 11 декабря 1994 г. колонны министерств обороны и внутренних дел России пересекли границы самопровозглашённой Чеченской Республики Ичкерия. Этому предшествовало множество драматических событий. Была попытка первого, пробного штурма Грозного 26 ноября. Был указ президента Бориса ЕЛЬЦИНА от 30 ноября о начале операции по восстановлению конституционного порядка (через пять лет, в сентябре 1999-го появится другой термин — «контртеррористическая операция»). И вот — ввод войск. Совсем немного, меньше трёх недель, оставалось до трагического штурма чеченской столицы, совпавшего с новогодними праздниками.
Теперь, с расстояния прошедших лет, многое пересматривается, о многом просто не хотят вспоминать (хотя никто из побывавших там, в кавказских предгорьях, никогда этого не забудет). Как всегда, вопрос о политической целесообразности применения вооружённой силы именно в таком контексте остался в подвешенном состоянии — то ли нужно было, то ли не было. Ну а для людей в погонах такой вопрос и не вставал — они выполняли приказы. Для них чеченская кампания — память о потерянных друзьях, боль незаживших ран и боевые награды. А для матерей, не дождавшихся своих сыновей с Кавказа, это невыплаканная боль.
По данным общественной организации «Боевое братство», более двухсот жителей Саратовской области погибли на земле Северного Кавказа. Около тысячи получили ранения и контузии. Через огонь необъявленной войны прошли почти сорок тысяч земляков.
При этом наш регион стал одним из немногих в России, где круглая дата начала военной кампании отмечалась широко. Другие предпочли ограничиться скромными акциями. Возможно, так получилось потому, что у нас многие из ветеранов прошли до Чечни ещё и Афганистан. Так называемые «локальные военные конфликты» для их участников не локальные, а центральные события в судьбе.
Полный текст ТУТ