SRR
Новичок
- Регистрация
- 23.07.2007
- Сообщения
- 8 148
- Реакции
- 12
- Баллы
- 0
www.saratov.rusplt.ru/index/V-Sarat...-dna-Volgi-pervyj-v-Rossii-ledokol-18315.htmlСаратовский ледокол» английского происхождения трудился на Волге с конца XIX века: перевозил на другой берег железнодорожные поезда, принимал участие в Сталинградской битве и строительстве автодорожного моста, спасал нефтяников, затертых льдами. Полвека судно пролежало под водой, но его корпус сохранился идеально. В областном правительстве принято решение поднять ледокол и сделать из него первый в России подобный музей. «Русской планете» рассказали об уникальной истории судна и планах его дальнейшей эксплуатации.
Первый в России, первый на Волге
Ледокол был построен в Ньюкасле фирмой «В.Г. Армстронг Митчел & КO» для обеспечения нужд Рязано-Уральской железной дороги, пути которой прерывались Волгой, нужно было переправлять поезда с одного берега на другой. Летом это делали на обычных кораблях, зимой – по льду, но с увеличением объема перевозок, потребовался иной способ переправы. Корабль, состоявший из двух частей – ледокола и парома для перевозки вагонов, стоил 70 тысяч фунтов стерлингов, но это все равно оказалось значительно дешевле строительства моста. Ледокол работал на паровых двигателях, общей мощностью в 1,5 тыс. лошадиных сил, детали корпуса и машинных механизмов были выполнены из ценных металлов: свинцовые трубы, медные паропроводы и бронзовые гайки. Паром оснастили гидравлическими подъемниками, которые при погрузке поднимали вагоны на 7,5 метров над палубой.
«Саратовский ледокол» был одним из пяти серийных пароходов в мировой истории, разработанных для зимней навигации. Кроме него та же английская фирма построила в 1900 году для России ледокол «Ангара», работавший на Байкале. Остальные три отправились в США.
– В то время это было одно из наиболее совершенных судов, судостроение только начинало делать первые шаги в освоении постройки ледоколов. Аналоги этого ледокола были в Латвии и на Украине. В России на Балтике существовал ледорез, переделанный по инициативе местного купца из обычного корабля, но «Саратовский ледокол» был первым в нашей стране кораблем, созданным именно как ледокол, — пояснил «РП» руководитель Музея речного флота Александр Азовцев.
В августе 1895 года корабль своим ходом добрался из Англии в Санкт-Петербург. Чтобы доставить его оттуда в Саратов, нужно было миновать узкие речные каналы Мариинской системы, не предназначенные для прохода судов подобного класса. Конструкция позволяла разделить ледокол на две части, а паром – на четыре, в разделенном виде они прошли узкие отрезки, вышли в Волгу, где были вновь соединены.
Одновременно с покупкой ледокола в Саратове построили переправу. Ледокол прибыл к месту назначения в сентябре 1895 года, с 1 марта 1896 года начал работу. Сначала он курсировал между Сазанкой, со стороны современного Энгельса и Князевкой со стороны Саратова, с ноября — начал расчищать лед и перевозить пассажиров от Увека до Сазанки. Лед толщиной до 2 см корабль разбивал на ходу без остановок, пересекая Волгу за 20 минут. В теплое время года его арендовали крупные промышленники, и он буксировал из Астрахани в Саратов баржи с нефтью. «Третьего ноября 1897 года для обследования «Саратовского ледокола» в город прибыл адмирал и полярный исследователь Степан Макаров», — сообщала газета «Саратовский листок». Опыт волжского судна был учтен Макаровым при создании ледокола «Ермака».
В 1918 году «Саратовский ледокол» участвовал в подавлении мятежа эсеров в Вольске и Балаково, он обеспечил быструю переброску бойцов Красной армии к местам восстания, с него они вели артиллерийский обстрел. В 1935 году в Саратове был построен железнодорожный мост, необходимость в ледоколе отпала, поэтому его отправили в Сталинград для обеспечения переправы поездов тамошнего участка железной дороги.
Огонь, вода и медные трубы
В декабре 1935 года газета «Коммунист» писала о том, как «Саратовский ледокол» освободил караван из нефтяных барж и товарно-пассажирских пароходов, затертых льдами в низовьях Волги, выведя их к Астрахани. Спасательная операция длилась две недели, приходилось пробиваться через лед, достигавший 2-х метров высотой.
В 1942 году во время Сталинградской битвы на ледокол устанавливали зенитные орудия для отражения воздушных налетов врага, он доставлял в город боеприпасы и советских солдат. После войны ледокол участвовал в постройке Волжской гидроэлектростанции, а с началом 60-х годов вернулся в Саратов, где помогал строить автодорожный мост: колол лед на месте строительства, буксировал понтоны с металлическими конструкциями пролетов.
С введением в строй еще одного моста, надобность в ледоколе окончательно отпала, содержать его: платить жалование команде, обеспечивать ремонт, заправлять топливом было накладно, с него удалил котлы и пришвартовали к причалу Мостоотряда №8 в районе Энгельса, где он в 1968 году и затонул. Существует версия, что причиной затопления ледокола стало наличие в его конструкции цветных металлов — грабители попытались снять трубу, в результате образовалась течь.
– Я думаю, что затонул он по причине недосмотра и дикого обращения. Когда ледокол стал не нужен, его закрыли, поручили сторожу присматривать. Он вечером посмотрел — ледокол на плаву, а утром — нет ледокола, — рассуждает Азовцев.
Фрагмент затопленного ледокола можно увидеть и в наши дни: в момент оттока воды справа от автодорожного моста при выезде из Энгельса.
Информация о возможном поднятии ледокола появилась весной 2015 года. На прошлой неделе заместитель правительства Саратовской области Валерий Сараев подтвердил, что областные власти намерены и дальше заниматься вопросом поднятия судна и создания в нем музея. Чиновники планируют добиться для «Саратовского ледокола» статуса объекта культурного значения. Обследование, проведенное петербургскими водолазами, показало, что корпус прекрасно сохранился и выдержит подьем. Это подтвердил РП саратовский водолаз Александр Шунов, самостоятельно обследовавший ледокол:
– Подгнила надстройка, ее срезали и она лежит под водой недалеко от корабля, ее нужно поднять, чтобы взять оттуда какие-то артефакты – штурвал, переговорные трубки и так далее,— пояснил он. — Самый простой и дешевый способ поднять его — в Волгограде есть грузоподъемный кран «Могучий», который работает по всему Поволжью. Два года назад, когда я беседовал с директором «Подводречстроя» на эту тему, стоимость подьема обошлась бы в 1,5 миллиона рублей.
Активисты предлагают установить ледокол на набережной Космонавтов между автодорожным мостом и первым причалом, на месте дикого пляжа или в районе Комбикормового завода. Восстановить корабль, по словам Азовцева, можно на Балаковском судоремонтном заводе. Экспонатами будущего музея могут стать архивные документы, фотографии, макет судна и личные вещи команды, хранящиеся в музеях города. В Музее трудовой славы экспонируется тумба морского компаса ледокола, в коллекции саратовского школьника Егора Кругляка, занимающегося историей «Саратовского ледокола», есть уникальные чертежи корабля из архива Ньюкасла.
– Там должно быть несколько макетов корабля, показывающих его состояние в разные периоды жизни, поскольку он сильно менялся: переделывалась и расширялась надстройка, например, сделали закрытую ходовую рубку. Менялись котлы, обшивка, — рассказал РП Егор, которого, несмотря на юный возраст, можно назвать экспертом в истории судна.
– Где-то в Саратове «живет» колокол-рында, — добавляет Азовцев. — Ледокол и сам по себе будет музеем: первый в России, первый на Волге.
Сторонники подъема, единогласно заявляют, что ледокол станет одним из притягательных объектов саратовского туризма, но вместе с тем нужно искать спонсоров для его подьем и реставрация, а также содержания будущего музея. Варианты коммерческого использования судна отпадают: поставить корабль на ход, чтобы катать публику – технически нереально, нет соответствующей документации, дополнить музей развлекательным заведением не позволят габариты:
– Площади внутри ледокола очень ограничены, там не то, что кафе или ресторан, но даже музей будет сложно разместить, — заключает Егор Кругляк.
Было бы круто!