В Саратове планируют поднять со дна Волги первый в России ледокол

  • Автор темы SRR
  • Дата начала
SRR

SRR

Новичок
Регистрация
23.07.2007
Сообщения
8 148
Реакции
12
Баллы
0
saratov_ledokol_620.jpg
Саратовский ледокол» английского происхождения трудился на Волге с конца XIX века: перевозил на другой берег железнодорожные поезда, принимал участие в Сталинградской битве и строительстве автодорожного моста, спасал нефтяников, затертых льдами. Полвека судно пролежало под водой, но его корпус сохранился идеально. В областном правительстве принято решение поднять ледокол и сделать из него первый в России подобный музей. «Русской планете» рассказали об уникальной истории судна и планах его дальнейшей эксплуатации.

Первый в России, первый на Волге

Ледокол был построен в Ньюкасле фирмой «В.Г. Армстронг Митчел & КO» для обеспечения нужд Рязано-Уральской железной дороги, пути которой прерывались Волгой, нужно было переправлять поезда с одного берега на другой. Летом это делали на обычных кораблях, зимой – по льду, но с увеличением объема перевозок, потребовался иной способ переправы. Корабль, состоявший из двух частей – ледокола и парома для перевозки вагонов, стоил 70 тысяч фунтов стерлингов, но это все равно оказалось значительно дешевле строительства моста. Ледокол работал на паровых двигателях, общей мощностью в 1,5 тыс. лошадиных сил, детали корпуса и машинных механизмов были выполнены из ценных металлов: свинцовые трубы, медные паропроводы и бронзовые гайки. Паром оснастили гидравлическими подъемниками, которые при погрузке поднимали вагоны на 7,5 метров над палубой.

«Саратовский ледокол» был одним из пяти серийных пароходов в мировой истории, разработанных для зимней навигации. Кроме него та же английская фирма построила в 1900 году для России ледокол «Ангара», работавший на Байкале. Остальные три отправились в США.

– В то время это было одно из наиболее совершенных судов, судостроение только начинало делать первые шаги в освоении постройки ледоколов. Аналоги этого ледокола были в Латвии и на Украине. В России на Балтике существовал ледорез, переделанный по инициативе местного купца из обычного корабля, но «Саратовский ледокол» был первым в нашей стране кораблем, созданным именно как ледокол, — пояснил «РП» руководитель Музея речного флота Александр Азовцев.

В августе 1895 года корабль своим ходом добрался из Англии в Санкт-Петербург. Чтобы доставить его оттуда в Саратов, нужно было миновать узкие речные каналы Мариинской системы, не предназначенные для прохода судов подобного класса. Конструкция позволяла разделить ледокол на две части, а паром – на четыре, в разделенном виде они прошли узкие отрезки, вышли в Волгу, где были вновь соединены.

Одновременно с покупкой ледокола в Саратове построили переправу. Ледокол прибыл к месту назначения в сентябре 1895 года, с 1 марта 1896 года начал работу. Сначала он курсировал между Сазанкой, со стороны современного Энгельса и Князевкой со стороны Саратова, с ноября — начал расчищать лед и перевозить пассажиров от Увека до Сазанки. Лед толщиной до 2 см корабль разбивал на ходу без остановок, пересекая Волгу за 20 минут. В теплое время года его арендовали крупные промышленники, и он буксировал из Астрахани в Саратов баржи с нефтью. «Третьего ноября 1897 года для обследования «Саратовского ледокола» в город прибыл адмирал и полярный исследователь Степан Макаров», — сообщала газета «Саратовский листок». Опыт волжского судна был учтен Макаровым при создании ледокола «Ермака».

В 1918 году «Саратовский ледокол» участвовал в подавлении мятежа эсеров в Вольске и Балаково, он обеспечил быструю переброску бойцов Красной армии к местам восстания, с него они вели артиллерийский обстрел. В 1935 году в Саратове был построен железнодорожный мост, необходимость в ледоколе отпала, поэтому его отправили в Сталинград для обеспечения переправы поездов тамошнего участка железной дороги.

Огонь, вода и медные трубы

В декабре 1935 года газета «Коммунист» писала о том, как «Саратовский ледокол» освободил караван из нефтяных барж и товарно-пассажирских пароходов, затертых льдами в низовьях Волги, выведя их к Астрахани. Спасательная операция длилась две недели, приходилось пробиваться через лед, достигавший 2-х метров высотой.

В 1942 году во время Сталинградской битвы на ледокол устанавливали зенитные орудия для отражения воздушных налетов врага, он доставлял в город боеприпасы и советских солдат. После войны ледокол участвовал в постройке Волжской гидроэлектростанции, а с началом 60-х годов вернулся в Саратов, где помогал строить автодорожный мост: колол лед на месте строительства, буксировал понтоны с металлическими конструкциями пролетов.

С введением в строй еще одного моста, надобность в ледоколе окончательно отпала, содержать его: платить жалование команде, обеспечивать ремонт, заправлять топливом было накладно, с него удалил котлы и пришвартовали к причалу Мостоотряда №8 в районе Энгельса, где он в 1968 году и затонул. Существует версия, что причиной затопления ледокола стало наличие в его конструкции цветных металлов — грабители попытались снять трубу, в результате образовалась течь.

– Я думаю, что затонул он по причине недосмотра и дикого обращения. Когда ледокол стал не нужен, его закрыли, поручили сторожу присматривать. Он вечером посмотрел — ледокол на плаву, а утром — нет ледокола, — рассуждает Азовцев.

Фрагмент затопленного ледокола можно увидеть и в наши дни: в момент оттока воды справа от автодорожного моста при выезде из Энгельса.

Информация о возможном поднятии ледокола появилась весной 2015 года. На прошлой неделе заместитель правительства Саратовской области Валерий Сараев подтвердил, что областные власти намерены и дальше заниматься вопросом поднятия судна и создания в нем музея. Чиновники планируют добиться для «Саратовского ледокола» статуса объекта культурного значения. Обследование, проведенное петербургскими водолазами, показало, что корпус прекрасно сохранился и выдержит подьем. Это подтвердил РП саратовский водолаз Александр Шунов, самостоятельно обследовавший ледокол:

– Подгнила надстройка, ее срезали и она лежит под водой недалеко от корабля, ее нужно поднять, чтобы взять оттуда какие-то артефакты – штурвал, переговорные трубки и так далее,— пояснил он. — Самый простой и дешевый способ поднять его — в Волгограде есть грузоподъемный кран «Могучий», который работает по всему Поволжью. Два года назад, когда я беседовал с директором «Подводречстроя» на эту тему, стоимость подьема обошлась бы в 1,5 миллиона рублей.

Активисты предлагают установить ледокол на набережной Космонавтов между автодорожным мостом и первым причалом, на месте дикого пляжа или в районе Комбикормового завода. Восстановить корабль, по словам Азовцева, можно на Балаковском судоремонтном заводе. Экспонатами будущего музея могут стать архивные документы, фотографии, макет судна и личные вещи команды, хранящиеся в музеях города. В Музее трудовой славы экспонируется тумба морского компаса ледокола, в коллекции саратовского школьника Егора Кругляка, занимающегося историей «Саратовского ледокола», есть уникальные чертежи корабля из архива Ньюкасла.

– Там должно быть несколько макетов корабля, показывающих его состояние в разные периоды жизни, поскольку он сильно менялся: переделывалась и расширялась надстройка, например, сделали закрытую ходовую рубку. Менялись котлы, обшивка, — рассказал РП Егор, которого, несмотря на юный возраст, можно назвать экспертом в истории судна.

– Где-то в Саратове «живет» колокол-рында, — добавляет Азовцев. — Ледокол и сам по себе будет музеем: первый в России, первый на Волге.

Сторонники подъема, единогласно заявляют, что ледокол станет одним из притягательных объектов саратовского туризма, но вместе с тем нужно искать спонсоров для его подьем и реставрация, а также содержания будущего музея. Варианты коммерческого использования судна отпадают: поставить корабль на ход, чтобы катать публику – технически нереально, нет соответствующей документации, дополнить музей развлекательным заведением не позволят габариты:

– Площади внутри ледокола очень ограничены, там не то, что кафе или ресторан, но даже музей будет сложно разместить, — заключает Егор Кругляк.
www.saratov.rusplt.ru/index/V-Sarat...-dna-Volgi-pervyj-v-Rossii-ledokol-18315.html
Было бы круто!
 
starlanser

starlanser

Активный участник
Регистрация
24.06.2011
Сообщения
15 263
Реакции
135
Баллы
63
Хм, интересная железнодорожная жизнь у ледокола. Честно говоря, даже не знал. Идея шикарна.
 
seryi

seryi

Активный участник
Регистрация
06.04.2010
Сообщения
21 871
Реакции
3 182
Баллы
113
Бриз

Бриз

Новичок
Регистрация
27.12.2007
Сообщения
41 790
Реакции
223
Баллы
0
было бы здорово!
 
Nusferatus

Nusferatus

Super Moderator
Регистрация
01.12.2006
Сообщения
40 161
Реакции
179
Баллы
63
А может лучше дороги?
 
rapid

rapid

Лопатовод
Регистрация
17.01.2008
Сообщения
52 730
Реакции
1 777
Баллы
113
Губернатор Валерий Радаев предложил сделать затонувший речной ледокол "Авророй" Саратовской области.
Аврора саратовской области пока на дне. Символично.
 
rapid

rapid

Лопатовод
Регистрация
17.01.2008
Сообщения
52 730
Реакции
1 777
Баллы
113
Ледокол то может и поднимут.....

Но врядли при Радаеве. Ибо там олимпиардом денег пахнет - поднять, восстановить, торжественно отбуксировать к пристани, а пристань то еще построить надо. Чем это пахнет? - повышением местных ставок на какой-нить налог. А они итак по верхней планке. Остаётся что? - федбюджет. А на носу что? Чемпионат мира по пинанию мячей. Тут не до ледоколов утопленных каких-то в регионе с +1 временем.
 
qwinter

qwinter

Активный участник
Регистрация
04.07.2015
Сообщения
12 977
Реакции
1 492
Баллы
113
Прочитал. Не подняли...
 
rapid

rapid

Лопатовод
Регистрация
17.01.2008
Сообщения
52 730
Реакции
1 777
Баллы
113
Прочитал. Не подняли...

звучит печально, но последние лет десять, все подвиги саробласти приравниваются к разряду дон кихотских. бьём в колокол, что мост вот-вот рухнет, вбухиваем кучу бабла, вскрываем, а вроде и нет, чо ему будет. строим еропорт, который нафик никому не сдался. по роскошным проектам новой набережной построили хрен проссышь чо. а, аквапарк пятый год строят. соколсаратовлигачемпионоффф. айфонсемь. тыща центнеров с гектара. а реально чо? самый нищий регион рф) :pooh_lol::pooh_lol::pooh_lol:
 
shagal1

shagal1

Активный участник
Регистрация
25.04.2015
Сообщения
3 398
Реакции
438
Баллы
83
Нееее... Это всё фигня.
Давно это всё длится.
С Аяцкого.
Пришёл к нам в клуб подводников дед.
И рассказал эту душещипательную историю.
Послушали улыбнулись.
Мы на этот ледокол таскаем новичков на тренировку.
А по сути от этого судна осталось только остов.
Надстройки срезаны. Машины вытащены.
Есть корыто и винты.
Нашли мы ему место где была душевая с плиткой.
Но на этом история не закончилась.
Музейщики с Соколовой горы нас вызвали.
- "Напишите смету на осмотр."
- "Чего осматривать то? Есть видео!"
предложили сумму за видео в начале 2000 года
в 3 т.р
Говорят не серьёзно.
Согласились на 5 т.р
Через неделю подписываем документ на осмотр. Сумма уже - 15 т.р
Ещё через месяц с администрации города бумага с суммой в 30 т.р.
Во концовке директор музея говорит
- Напишите ребята что поднимать нечего всё в плохом состоянии.
Маневрировала тем что другая проблема.
Говорила что в Североморске стоит старая дизельная подводная лодка. Тамошний адмирал за просто так отдаёт. Лодка своим ходом дойдет до Саратова.
Думаем как поднять лодку на гору.
На сегодняшний день ни лодки ни ледокола.
Одно радует что есть энтузиасты-историки толкающие наших отцов командиров.
 
rapid

rapid

Лопатовод
Регистрация
17.01.2008
Сообщения
52 730
Реакции
1 777
Баллы
113
Нееее... Это всё фигня.
Давно это всё длится.
С Аяцкого.
Пришёл к нам в клуб подводников дед.
И рассказал эту душещипательную историю.
Послушали улыбнулись.
Мы на этот ледокол таскаем новичков на тренировку.
А по сути от этого судна осталось только остов.
Надстройки срезаны. Машины вытащены.
Есть корыто и винты.
Нашли мы ему место где была душевая с плиткой.
Но на этом история не закончилась.
Музейщики с Соколовой горы нас вызвали.
- "Напишите смету на осмотр."
- "Чего осматривать то? Есть видео!"
предложили сумму за видео в начале 2000 года
в 3 т.р
Говорят не серьёзно.
Согласились на 5 т.р
Через неделю подписываем документ на осмотр. Сумма уже - 15 т.р
Ещё через месяц с администрации города бумага с суммой в 30 т.р.
Во концовке директор музея говорит
- Напишите ребята что поднимать нечего всё в плохом состоянии.
Маневрировала тем что другая проблема.
Говорила что в Североморске стоит старая дизельная подводная лодка. Тамошний адмирал за просто так отдаёт. Лодка своим ходом дойдет до Саратова.
Думаем как поднять лодку на гору.
На сегодняшний день ни лодки ни ледокола.
Одно радует что есть энтузиасты-историки толкающие наших отцов командиров.

знаю я эту историю. поэтому и пишу про ветряные мельницы.
 
Клео

Клео

Активный участник
Регистрация
08.09.2009
Сообщения
45 562
Реакции
408
Баллы
83
Нееее... Это всё фигня.
Давно это всё длится.
С Аяцкого.
Пришёл к нам в клуб подводников дед.
И рассказал эту душещипательную историю.
Послушали улыбнулись.
Мы на этот ледокол таскаем новичков на тренировку.
А по сути от этого судна осталось только остов.
Надстройки срезаны. Машины вытащены.
Есть корыто и винты.
Нашли мы ему место где была душевая с плиткой.
Но на этом история не закончилась.
Музейщики с Соколовой горы нас вызвали.
- "Напишите смету на осмотр."
- "Чего осматривать то? Есть видео!"
предложили сумму за видео в начале 2000 года
в 3 т.р
Говорят не серьёзно.
Согласились на 5 т.р
Через неделю подписываем документ на осмотр. Сумма уже - 15 т.р
Ещё через месяц с администрации города бумага с суммой в 30 т.р.
Во концовке директор музея говорит
- Напишите ребята что поднимать нечего всё в плохом состоянии.
Маневрировала тем что другая проблема.
Говорила что в Североморске стоит старая дизельная подводная лодка. Тамошний адмирал за просто так отдаёт. Лодка своим ходом дойдет до Саратова.
Думаем как поднять лодку на гору.
На сегодняшний день ни лодки ни ледокола.
Одно радует что есть энтузиасты-историки толкающие наших отцов командиров.
да все как всегда
 
Oleg07

Oleg07

LPD: Ноль-седьмой
Регистрация
18.03.2004
Сообщения
47 682
Реакции
771
Баллы
113
Надо поднимать и делать авророй а осенью следующего года бабахнуть с нее. 7 ноября 100 лет спустя)))
 
Верх Низ