Не говори «УБОП» После упразднения управлений по борьбе с оргпреступностью у ФСБ стало одним конкурентом меньше Вот уже больше месяца вся российская милиция стоит на ушах. В кабинетах оперов и в курилках только и слышно: «Что делать? Куда теперь уходить?» А на форумах сотрудников МВД нередко можно прочитать послания, где милиционеры кроют на чем свет стоит не только руководство родного ведомства, но и самого президента.
Причина такого поведения милиционеров — указ Дмитрия Медведева № 1316 «О некоторых вопросах МВД РФ» от 6 сентября 2008 г. В указе предусматривается реорганизация УБОПов (управлений по борьбе с организованной преступностью).
Другими словами, упраздняется ключевая милицейская служба, которая 20 лет вела активную борьбу с организованными преступными группировками, терроризмом и «отморозками» из числа нацистских группировок и футбольных фанатов. За годы своего существования это подразделение меняло вывески несколько раз. Сначала борцы с организованной преступностью назывались отделами при МВД или УВД. Затем именовались ОРБ (оперативно-разыскное бюро), 6-й отдел, УОП и УБОП при ЦЧ РУБОП МВД РФ.
Теперь не будет ни УБОПов, ни ОРБ. Согласно указу президента на их основе создадут сильно сокращенные управления по противодействию экстремизму, а также отделы по «обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите» (судьи, прокуроры, следователи, свидетели). Тех, кто не подойдет на роль телохранителя, предполагается перевести либо в криминальную милицию, либо попросту уволить. Кроме того, функции убо-повцев решено передать в уголовный розыск и ОБЭПы (отдел по борьбе с экономическими преступлениями). Обэповцы также станут главными борцами с организованной преступностью и коррупцией. Тем самым государство, хоть и с опозданием, косвенно признало, что время «красных пиджаков» и «распальцовок» прошло. Теперь организованная преступность полным составом перешла во власть и экономические структуры. Хотя недавняя сходка воров в законе на Пироговском водохранилище, где были задержаны сразу 32 криминальных генерала, указывает на то, что о полной победе над преступными группировками говорить еще рано.
— У нас что, больше нет организованной преступности? — негодовал на днях знакомый сотрудник ОРБ с Шаболовки.
Бывалых оперов из УБОПов указ президента застал врасплох. Многие понимают, что служить останутся далеко не все. Как предположил знакомый оперативник из Подмосковья: «Скорее всего, останется начальство, их любимчики и те, кто умеет зарабатывать бабки». А учитывая натянутые отношения ОБОПов с местными отделами уголовного розыска и борцами с экономическими преступлениями, ситуация становится совсем удручающей.
Переход на новое место службы многим сулит одни неприятности. Нередко опера из ОБОПов и уголовного розыска прежде конкурировали между собой и воровали друг у друга «палки» (раскрытые преступления). И как «заклятые друзья» будут работать в одних отделах? И чем начнет заниматься опытный опер, привыкший работать по тамбовским или измайловским браткам, в угрозыске? Ловить воришек сотовых телефонов? Существуют проблемы, так сказать, и этического свойства. Убоповцы по роду своей деятельности всегда считались «белой костью» и на своих коллег из других служб смотрели свысока. Те, в свою очередь, завидовали свободе действий борцов с оргпреступностью и называли их бездельниками. Теперь, по словам все того же оперативника: «Всем все припомнится». Уже сейчас многие опытные опера собираются увольняться из органов. Поскольку заниматься бумаготворчеством в отделах уголовного розыска не намерены. Для сравнения: опер из УБОПа в день должен составить для отчета примерно 3 документа. Сотрудник угрозыска — 10.
Куда убоповцы пойдут после увольнения? Некоторые могут подумать о переходе на другую сторону баррикад, где своими знаниями и опытом будут приносить пользу новым хозяевам, разъезжающим на «Лексусах» и «Мерседесах». Еще одна проблема: что будет с убоповской агентурой, а также бывшими потерпевшими и свидетелями? Ведь многие потерпевшие и осведомители согласились на сотрудничество только после гарантий безопасности со стороны конкретных сотрудников УБОПа. Неизвестно, в чьи руки теперь попадут уникальные убоповские архивы, дела оперативного учета и донесения агентуры. Ведь нередко «фигурантами» этих досье становились не только воры в законе и авторитеты, но и коллеги из правоохранительных органов, с которыми, возможно, придется работать в одних кабинетах.
О предстоящих разбирательствах на «подведомственных» территориях вообще лучше не думать. Уже сейчас на местах началось массовое «перебивание» крыш. А родственникам некоторых высокопоставленных убоповцев, работающих в банках и фирмах, уже намекнули, что пора подыскивать себе другие теплые места. Хотя слышны и другие голоса. Мол, правильно разгоняют, давно пора!
УБОПы болели теми же болезнями, что и вся российская милиция. Нередко опера выбивали кулаками признательные показания, подбрасывали оружие и наркотики и фальсифицировали доказательства. Известны случаи, когда убоповцы договаривались с родственниками похищенных людей о процентах с выкупа за освобождение. Впрочем, есть и другая статистика. Это многие сотни спасенных жизней простых граждан и с риском для жизни добытая оперативная информация, с помощью которой тысячи уголовных авторитетов, наркоторговцев и фальшивомонетчиков получили реальные тюремные сроки.
Нельзя не признать, что при всех своих недостатках УБОПы активно ловили бандитов. Кроме того, не стоит сваливать всех сотрудников УБОПа в одну кучу. Мне нередко приходилось слышать нелестные высказывания подмосковных милиционеров о своих столичных коллегах:
— Приезжают москвичи на крутых тачках, в костюмах от Версаче и с тремя мобильниками, — удивлялся сергиевопосадский убоповец. — И не поймешь, то ли это сотрудник милиции, то ли коммерсант?
С другой стороны, по оценке наших экспертов, произошло то, что давно ожидалось. По их версии, с приходом во власть питерских чекистов главной крышей в России стала ФСБ. И конкурирующая фирма, претендующая на кошельки бизнесменов, чекистам попросту не нужна. Все последние годы между лубянскими и УБОПами шла ожесточенная борьба. Причем с переменным успехом. Особым шиком среди убоповцев считалось «подставить фейса» (на милицейском жаргоне — сотрудник ФСБ. — С.К.) во время какой-нибудь «параллельной» оперативной разработки коммерсанта. Лубянские отвечали взаимностью. От этих войн в первую очередь страдали обычные коммерсанты и их бизнес. Некоторые на всякий случай платили как чекистам, так и сотрудникам УБОПов или ОРБ. Теперь деньги пойдут в одни руки, поскольку, как с грустью шутят сами коммерсанты, «в преддверии возможного экономического кризиса Боливар не выдержал бы двоих». Интересно, кто именно из силовиков лоббировал указ о разгоне УБОПов и как смогли убедить нового президента принять заведомо непопулярное решение?
В 90-е годы среди московских бандитов ходила такая поговорка: «Круче солнцевских могут быть только шаболовские. В конце 2008 года можно смело констатировать, что круче солнцевских и шаболовских оказались лубянские.
p.s. на фотках Кадры оперативной съемки. Пироговское водохранилище, июль 2008-го. УБОП накрыл самую крупную сходку воров в законе — задержаны 32 криминальных генерала.
http://www.novayagazeta.ru/data/2008/77/16.html