По шоссе от Туапсе через Шаумянский перевал к Майкопу
Неширокое шоссе идет практически по берегу реки Туапсе , машин здесь гораздо меньше чем на побережье , а дорога тем временем незаметно забирается все выше . Первый небольшой поселок на нашем пути - Мессожай (в преводе с черкесского - кизиловый лес . До середины 60-x годов 20 века тут действовал цементный завод , сырье для которого - мергель ,брали на склонах соседней с поселком горы - Мессожай (сохранились остатки канатной дороги и печи для обжига ...) , поселок ранее так и назывался - Цементный завод . Миновав пост ДПС , проезжаем мимо поселков Греческий , Цыпка , Кирпичное . Вот поворот к поселкам Георгиевское и Большое Псеушхо . Посмотрим , что там ?
К Двум Братьям
Едем дальше , по шоссе вдоль реки Туапсе . С правой стороны от нас и чуть впереди показываются причудливых форм скалистые горы - массив Индюк . Шоссе делает довольно крутой поворот , а над дорогой и речкой Индюшкой здесь еще 100 лет назад перекинут изящный арочный мостик железной дороги , отсюда начинается тропинка на гору Индюк.
На гору Индюк
Проезжаем станцию Индюк .Сразу за станцией , через пару сотен метров , железная дорога (она сейчас слева от нас ) уходит в Большой петлевой тоннель , делая внутри горы в междуречье Туапсе и Индюшки полный оборот на 360 градусов и выходя как бы на 30 метров "над собой ". Таким весьма оригинальным способом строители дороги в начале 20 века преодолели одновременно "непреодолимую" разницу высот между долинами рек Туапсе и Индюшки и стоящую на пути железной дороги гору . . Перед поселком Шаумян шоссе ныряет под красивую и узкую арку очередного старого железнодорожного моста и ненадолго расстается с железной дорогой , постепенно забираяcь все дальше в гору . После поселка Шаумян асфальт внезапно заканчивается . Впереди 8 километров пыли и крупного гравия . От попутных и встречных машин , пыль буквально стоит столбом . Если даже у нас машина без кондиционера , - лучше задраим окна , как бы жарко не было , иначе пыль и песок будут буквально везде : на зубах , в глазах , за воротником ... Дороги все дальше забирается в горы , впереди довольно крутой серпантин . Будем внимательны , за шлейфом пыли от встречных и едущих впереди видимость сильно ухудшается , а дорога тут практически без обочин и ограждений , с одной стороны от нас скалы , c другой обрывы , к тому же периодически встречаются довольно большие камни посреди дороги . Шоссе петлями взбирается на Шаумянский перевал , на котором сохранился маленький , метров 200 , отрезок еще не смытого с дороги асфальта , тут же простенькая стела погибшим в Великую Отечественную войну бойцам - память о жестоких кровопролитных боях за город Туапсе . После перевала точно такая же , ничуть не лучше , дорога спускается вниз . Шаумянский перевал оставляет у туристов обычно сильное впечатление - гравийная дорога хотя и довольно широкая , но изобилует ямами и камнями . Иногда на краю дороги у пропасти попадаются участки , огороженные тонкими колышками со шпагатом и маленькими флажками . Это места проезжей части , смытые горными потоками . Попади туда хотя бы одним колесом, и следующие 50-70 метров проведем в почти свободном полете с обрыва ... Через гору под Шаумянским перевалом уже несколько лет строят тоннель , который должен спрямить этот участок дороги , а пока нам приходится довольствоваться ужасного качества грейдером . Но вот , наконец , 8 километров пыли и тряски заканчиваются , перевалис через Главный Кавказский Хребет ,- мы снова на асфальте . Мелькают поселки Черненко , Навагинский . Перед Навагинским можно съехать с шоссе к симпатичной полянке на берегу реки Пшиш , смыть с себя пыль Шаумянского перевала и полюбоваться перекатами реки . Чуть дальше , через шоссе и реку разом перемахивает изящная арка старого ( 100 - летнего ) железнодорожного моста , после которого рельсы в вонзаются в черную пасть ткого же старинного , километрового Навагинского тоннеля в отроге горы Гейман . Пробив отрог, железка широким полукругом обходит Елизаветинскую гору и Шаумянский перевал ... . Горы теперь остаются позади нас , а дорга ощутимо спускается большими петлями вниз к Хадыженску . Кажется , что несколько километров до города можно доехать практически не трогая педали газа ... Вот и Хадыженск . Небольшой симпатичный городок , где когда-то добывали нефть и где на улицах из колонок течет минеральная вода ! После Хадыженска совсем немного и мы в Апшеронске . Все чаще попадаются по дороге тяжело груженые лесовозы , некоторые стволы по 1.5 - 2 метра в диаметре ! Сколько же лет надо , чтобы выросло такое дерево ... Но что сделаешь , город Апшеронск и окрестности живут , в основном , за счет продажи леса ... . В центре Апшеронска , сразу после перезда через железнодорожные пути поворачиваем направо , в сторону Майкопа и едем вдоль железной дороги . В общем , Апшеронск и запоминается многочисленными железнодорожными путями , причем тут есть и обычная и узкая колея . Есть даже оригинальный памятник узкоколейке , построенной в 1927 году для вывоза леса с окрестных гор - бетонный обелиск поставленный на настоящие железнодорожные колесные пары .Здесь же , рядом с обелиском станция узкоколейки , уходящей в горы . Можем оставить машину в Апшеронске и совершить 5-ти часовую прогулку на узкоколейке от Апшеронска в горы до поселка Отдаленный (местное название - Шпалорез ) . Когда-то , здесь была разветвленная сеть узкоколеек , расходившихся из Апшеронска по окрестным лесистым горам . Так , например , существующая и поныне чрезвычайно живописная узкоколейка по Гуамскому ущелью была когда-то ее частью . Если же продолжим движение на автомобиле дальше , то после Апшеронска , перед мостом через реку Пшеха - развилка . Направо , в горы уодит дорога к станице Ширванской , Нижегородской и поселку Гуамка , основная дорога идет прямо , к Майкопу.