В прошлом году новостной беспредел начинался с запрета на первоапрельские розыгрыши. Интернет-издание «Лента.Ру» сообщило, что в редакцию поступил официальный факс, напечатанный на бланке организации, мнение которой издание не может игнорировать. В этом факсе «Ленте» напомнили 51-ю статью закона о СМИ, согласно которой запрещены «фальсификация общественно значимых сведений» и «распространение слухов под видом достоверных сообщений», и рекомендовали «воздержаться от публикации заведомо недостоверной информации под предлогом первоапрельского юмора». В ответ редакция обещала, что проведет этот весенний день с торжественными и хмурыми лицами и не допустит ни единого байта дезинформации («…не только на страницах нашего издания, но и в личном общении»). И понеслось. Праздник можно было считать открытым. Некоторые коллеги по цеху перепечатывали сообщения о запрете даже несколько дней спустя.
В разные годы «Лента» публиковала первоапрельские подборки собственных ляпов и ошибок (
http://vip.lenta.ru/topic/museum), иногда выкладывала перечень явно выдуманных новостей, которые распространяли другие электронные и печатные СМИ (
http://lenta.ru/articles/2005/04/01/0104). По мнению шеф-редактора «Ленты» Андрея Воронцова, морочить голову читателям чаще одного раза в год – слишком большая ответственность. «Мы просто не можем себе этого позволить. У нас 300 тысяч читателей в сутки, – говорит Андрей Воронцов. – Как правило, выделяем первоапрельские шутки в спецпроект, а в общую ленту периодически вставляем не вымышленные, а просто какие-то смешные новости. По моим собственным наблюдениям, 1 апреля 20% новостей в общем потоке интернет-СМИ могут оказаться вымышленными».
Если оценивать Первое апреля прошлого года по новостным заголовкам, то день был сложным и запутанным: «Четверть правозащитников ООН терроризирует своих граждан», «В День Победы Ющенко усадит за один стол ветеранов и бандеровцев», «Московский суд признал мультсериалы «Симпсоны» и «Гриффины» безопасными для детей», «Воздушный планктон управляет погодой»… И как в этой чехарде отличить правду от выдумки? Утром 1 апреля среди прочих новостей прошло сообщение о смерти Папы Римского, которое в этот же день Ватикан официально опроверг. Но следующий день все равно оставлял впечатление, что «праздник» продолжается. 2 апреля «Лента» сообщала, что главный муфтий Саудовской Аравии осудил первоапрельский день дурака, сославшись на то, что мусульманам не пристало разыгрывать друг друга, так как врать вообще запрещено. Андрей Воронцов подтвердил, что 1 апреля прошлого года действительно было напряженным: «Что касается таких горячих новостей, как смерть Папы, то на первых порах всегда очень много противоречивой информации приходит. Если вспомнить события 11 сентября 2001 года, то тогда в первые часы сообщалось, что в США маленький самолет упал на крышу ВТЦ, а потом – что взорван Капитолий».
Много лет подряд приближение Первого апреля сопровождается очередной волной слухов о слиянии компаний «Рамблер» и «Яндекс». Объединение лидеров широко обсуждается, кажется, во всех сферах бизнеса, и не только в России. Но самые интересные розыгрыши, как правило, придумывают внутри самих интернет-компаний.
Помимо традиционного набора – логотипами с конкурентами поменяться, шапку вверх ногами перевернуть, зеркально между собой переместить левую и правую половинки главной страницы – порталы любят делать громкие заявления. Год назад почтовая служба «Mail.Ru» объявила о начале регистрации электронных адресов на русском языке: каждый интернет-пользователь имел возможность зарегистрировать себе адрес по типу вася@mail.ru или иванов@mail.ru, отправлять и получать на него почту, как и на обычный адрес, состоящий только из латинских символов. После того как пользователь проходил весь путь регистрации, Mail сообщал ему, что он стал участником первоапрельского розыгрыша.
В прошлом году пресс-релиз Яндекса сообщал, что компания начала тестирование «универсального преобразователя запросов». Для каждого запроса на русском языке длиной больше одного слова на странице результатов поиска предлагалась его перефразировка. Нововведение Яндекс объяснил тем, что создатели поисковых машин стараются лучше понять вопрос пользователя и дать ему наиболее релевантный ответ. Новая технология подсказывала пользователю правильное направление поиска. Так, например, во время тестирования этой технологии Яндексу был дан запрос «наконец наступила весна». Среди вариантов, предложенных Яндексом, были найдены: «наконец разгулялась простата», «наконец притупила подвесочка», «наконец заговелась солонка» и «наконец испражнилась евгеника».
Были случаи, когда из первоапрельского сора возникали настоящие чудеса. 1 апреля 2004 года Google не побоялся открыть почтовый сервис, который многие приняли за шутку, в том числе из-за того, что объем почтового ящика был 1 Гб. В год открытия Gmail гигабайтные ящики казались фантастикой. Самые щедрые бесплатные почтовые службы давали пользователям по 10 Мб, а часто в ящике помещалось не больше 2 Мб корреспонденции. Подозрение вызывало и то, что завести ящик в Gmail можно было только по приглашению, и первое время людей, знакомых с Gmail не понаслышке, было очень немного. Но через год Google снова превратил день дурака в день e-mail, объявив об увеличении емкости ящиков с 1 до 2 Гб. Сообщая о серьезных новостях, Google не забывает и о традиции подурачиться. Пару лет назад было объявлено о приеме на работу в Google технических специалистов, которым предстоят длительные командировки на Луну в научно-исследовательский центр Google Copernicus Hosting Environment and Experiment in Search Engineering (G.C.H.E.E.S.E). От кандидатов требовалась способность выживать при отсутствии некоторых современных условий комфорта, в которые входят обезжиренная пища, просмотр телесериала «Сопрано» и постоянное снабжение кислородом.
Традиция выпускать юмористические сообщения в виде солидных документов началась с первых дней существования интернета. В своеобразной манере это делает Открытое международное сообщество проектировщиков, ученых, сетевых операторов и провайдеров (Internet Engineering Task Force – IETF), которое занимается развитием протоколов и архитектуры интернета. Начиная с 1989 года каждое Первое апреля IETF публикует один или несколько шуточных документов RFC (документ, в котором содержатся технические спецификации и стандарты, широко применяемые во Всемирной сети). Видимо, пристрастие Google обновлять почтовые сервисы 1 апреля связано именно с документом RFC1149, выпущенным в 1990 году. RFC1149 описывал протоколы передачи интернет-трафика с помощью голубей и был реализован на практике норвежской группой пользователей Linux. Они переслали 9 пакетов данных, содержащих только один сетевой протокол, на 9 голубях на 5 км. До места назначения дошли только 4 пакета. Несмотря на потерю 55% данных, инициаторы эксперимента доказали теоретическую работоспособность метода. Видимо, такой же первоапрельский RFC вдохновил Google на объявление о приеме на работу в лунный офис компании. RFC1607 (A View From The 21st Century) был написан за 10 лет до шуточного найма Google в 1994 году и представлял собой перехваченное машиной времени письмо космического биолога, который описывает начало своей трехлетней командировки на Марс. В 1998 году RFC2324 описывал гипертекстовый протокол управления кофеваркой (Hyper Text Coffee Pot Control Protocol), и его предназначение – управление, слежение и диагностика приборов для приготовления кофе. Хотя протокол и был задуман как первоапрельская шутка и не может приниматься всерьез, он описывает сам протокол достаточно серьезно, так, как будто является реально существующим протоколом.