regulator
Активный участник
- Регистрация
- 13.04.2006
- Сообщения
- 45 196
- Реакции
- 4 401
- Баллы
- 113
Катастрофа на Чернобыльской АЭС произошла 27 лет назад.
Хотя сама АЭС находится на украинской территории, больше всего пострадала от катастрофы именно территория Белоруссии — на ее долю приходится около 70 процентов от всех радионуклидов, которые находились во взорвавшемся реакторе станции.
В декабре 2010 года в Минске была принята Государственная программа по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на 2011-2015 годы и на период до 2020 года. Объем финансирования на 2011-2015 годы должен составить около 2,3 миллиарда долларов.
В части, касающейся экономического развития пострадавших от аварии регионов, в программе упоминалось о создании мясомолочных производств, предприятий по переработке рыбы, теплиц по выращиванию грибов, цехов по переработке семян рапса, производств биологически активных кормовых добавок, стройматериалов и прочая, прочая, прочая. Понятно, что речь здесь идет о тех районах Могилевской, Гомельской и Брестской областей, которые в меньшей степени пострадали от радиации.
Несмотря на все предостережения, уже к 2011 году в Белоруссии было введено в хозяйственный оборот более трети земель, ранее входивших в зону отчуждения (16,35 из 46,45 тысячи квадратных километров). Известный белорусский физик Юрий Воронежев, в свое время занимавший должность ответственного секретаря в Комиссии Верховного Совета СССР по рассмотрению причин аварии на Чернобыльской АЭС, к такой прыти властей относится скептически. «Опасность видится в том, что на вновь введенных в сельхозоборот землях будет выращиваться «условно чистая» продукция, которая будет перемешиваться с «практически чистой» для достижения допустимого уровня загрязнения, и продаваться в магазинах по всей Беларуси. Коллективная доза белорусов будет и дальше расти, так как механическое разбавление, естественно, не снизит суммарного количества радионуклидов, попавших в наши организмы», — считает специалист. При этом он напоминает, что «белорусская популяция» по различным оценкам уже получила от 0,2 до 1,0 миллиарда предельно допустимых годовых доз облучения.
Другие критики освоения зараженной зоны отмечают, что полураспад радиоактивных элементов, на который упирают власти, означает лишь то, что радиационное загрязнение территории уменьшается в два раза от первоначального уровня, но вовсе не означает, что земля и произрастающие на ней растения стали чистыми. При этом властям советуют оставить зараженные земли в покое как минимум до 2016 года, а лучше всего еще лет на 100-150.
Официальный Минск, впрочем, смотрит в будущее с оптимизмом, оперируя данными, говорящими о снижении риска от зараженных территорий. «Если брать чисто физически, происходит естественный распад, и сегодня на землях, где была плотность загрязнения 40 кюри (1 кюри равен 37 миллиардам беккерелей) на квадратный километр (основной источник загрязнения - цезий-137), уже 26-27 кюри. По нашему законодательству эти земли стали пригодны для ограниченного использования в сельском хозяйстве», — объяснял в 2011 году замдиректора Института радиологии Александр Подоляк. Существуют, правда, и исключения. Так, в деревне Дубовый Лог, расположенной в зоне отселения Добрушского района Гомельской области, крупный рогатый скот выращивают еще с 2011 года, когда уровень активности там составлял от 15 до 40 кюри на квадратный километр (превышение нормы в 7-20 раз). Хотя урожай сельхозкультур на тамошних полях по-прежнему был «грязный», равно как и коровье молоко, мясо удавалось производить достаточно чистым для того, чтобы отправлять его на рынок.
http://lenta.ru/articles/2013/06/07/chernobyl/