Москвич" ушел за 5 500 000 000
04.12.2006 20:33 | © Вести.Ru
Молоток аукционера забил последний гвоздь в крышку гроба столичного автогиганта. Все, что осталось от завода "Москвич" - бывшего АЗЛК, продано за пять с половиной миллиардов рублей. Кто и зачем купил мертвое предприятие, которое так долго и дорого пытались оживить?
Видеоматериал ©Вести.ru
То, что когда-то принято было назвать автогигантом, продавали как секретный военный объект. Об аукционе известно немного. Легенду покупали две компании "Прометей" и "Метрополь". В результате "Москвич", а, вернее, то, что от него осталось, достался "Метрополю". В аукционе хотели участвовать и другие компании. Теперь они негодуют.
"Ну, естественно победитель был определен заранее. Теперь он по частям, возможно, будет это имущество продавать, - рассуждает председатель правления "Миракс групп" Максим Темников. - Естественно, нас не допустили до торгов по формальным причинам. Мы свои права будем отстаивать в суде и будем пытаться признать этот конкурс нелегитимным".
За пять с половиной миллиардов рублей "Метрополь" стал хозяином завода, окончательно заброшенного в 2004-м и в уже в 2006-м признанного банкротом. Остались от него - цеха вдоль Волгоградского проспекта Москвы (всего 54 объекта площадью 750 тысяч квадратных метров), 126 гектаров земли рыночной стоимостью под миллиард долларов и долги, возросшие за время забвения до 28 миллиардов рублей. Версий - кто стал хозяином "Москвича" - много.
"Ничего не удивляет. Посмотрим, кто в итоге окажется выгодоприобретателем. Но одно очевидно - что было предприятие "Москвич", много-много лет, лет 15, наверное, нам правительство Москвы объясняло, что надо спасти промышленность Москвы. Ну, спасли. В общем, с огромными долгами предприятие, которое ничего не выпускает, продано непонятно кому", - говорит депутат Госдумы РФ Александр Лебедев.
А как все начиналось: в 2001-м Московская мэрия объявила о покупке контрольного пакета уже тогда умирающего "Москвича" и даже обязалась за полтора года погасить его долги. Мэр пересел на отечественный лимузин "Князь Владимир", лично выгонял с конвейера редкие плоды московского автопрома, и даже отправлял их автопробегом по России.
А вот так закончилось: низкокачественные машины по-прежнему приносили одни убытки, выпускать их перестали вовсе, конвейеры заржавели, а цеха за копейки посдавали в аренду. Арендаторы затеяли здесь свое строительство, которое зачастую заканчивалось печально. Канули в лету и синий "Князь Владимир", уступивший место лимузину немецкой сборки, и зарплаты рабочих, и даже электричество в грязных общагах АЗЛК.
Дальнейшая судьба земли и помещений (заводом это уже не назовешь) - в руках новых владельцев. Инвесторы уже посчитали количество квадратных метров жилья, которые уместятся на этой площади. Это годовой объем столичных новостроек. Московские власти отказались от участия в торгах. Посчитали, что перечислять акционную сумму залога в миллиард рублей предприятию банкроту слишком рискованно. Теперь им остается только обсуждать: что можно, а что нельзя построить на территории бывшего автогиганта.
"Градостроительные зонирование предусматривает производственное использование данных территорий, какое-либо иное использование возможно только с учетом градостроительного плана", - рассказывает первый заместитель руководителя Департамента имущества Москвы Валерий Ануприенко.
Есть и те, кто в хитросплетениях и интригах нынешней сделки, гибель исторического автогиганта не усмотрел, а происходящее называет лишь избавлением от непрофильного актива. Среди них - депутат Госдумы РФ Алексей Лихачев: "То, что событие произошло, - это правильно и современно. То, что делается, все абсолютно прозрачно, и оценка активов происходит под присмотром общества. Это все правильно. И, наверное, это не первая и не последняя "ласточка", когда государство избавляется от активов, которые не нужны ему для решения государственных задач".
Завесу тайны над будущим покупки, новый хозяин "Москвича", возможно, раскроет уже завтра. Сегодня таинственный победитель аукциона от комментариев отказался, сообщив лишь сумму сделки. В любом случае, вряд ли найдется тот, кто еще надеется сесть за руль новенького "Москвича".