Ну, рассказываю. Правда, в великах я являюсь скорее новичком, правда с другой стороны, при выборе велика пообщался с гурами и ровным счетом ничего не понял =)
К лигархам, как некоторые, к сожалению, не отношусь, посему выбирал более бюджетные велики (по 6000 и 6400).
Начну с того, что в Саратове вполне адекватные цены в велоклубе Кристалл. Заправляет там тов. Тётушкин - человек очень увлеченный этим делом. У него же без проблем можно произвести апгрейд, ремонт всякий. Причем цены практически символические, а по-мелочи может и бесплатно помочь. Думаю, заказывать велик в Москве особого смысла нет. Регулировки там многие очень хитроувыипанные (с), не каждый в состоянии разобраться. Кроме того, у велика много вполне нежных мест.
Далее. Очевидный, но не приходящий в голову при покупке факт - это то, что аналогом мощности двигателя автомобиля является вес велика. Чем велик легче, тем проще на нем катаццо. Соответственно, смоимость всех цацек обратнопропорциональна весу. Даже по моим деньгам были в продаже велики с рамой из люминя. бывают ИЖчо стальные рамы и, неверное, какие-нить из мегаматериалов. Стальные - дешевле, тяжелее.
Переднюю вилку желательно брать с амортизатором - при быстрой езде в лесу с жосткой вилкой (как у мну) сильнее выбивает руль из рук. А это череповато боком (с) Жосткость вилок как правило регулируется.
Задний амортизатор - ИМХО барство. Для повседневной езды не нужен. Говорят, при езде в гору сильно мешает (типо часть энергии расходуется на раскачивание его жёппой).
Число передач варьируется, но, в принципе, того, что сейчас есть вполне хватит. У меня типа мало (18) - хватает за глаза. Кроме того, если уж приспичит - можно проапгрейдить трансмиссию.
Тормоза счаз ставят в основном ободные (V-Brake) и дисковые. Дисковые отличаются бОльшим весом, зато они висят в центре колеса и не полоскаются в лужах. Ободные в покром состоянии менее эффективны. Правда, я этого не ощутил, ибо по лужам без крыльев не поездИЖ, а крылья я купил совсем недавно. В обычном состоянии тормоза просто ацки эффективные по сравнению с автомобилем. Кувыркнуцца на ровной дороге через руль - как нефиг делать %). Дисковые тормоза еще и скрипят у некоторых (а может и у всех) очень противно и громко. Зато панты
В общем, я за ободные тормоза.
Сидушки бывают и амортизатором на штыре и без. На жонином аммо есть, на моем нет. В принципе - толку от него никакого. Вернее есть некоторый толк и равносильный ему гемор. Аммо весьма жосткий и работает только при сильных ударах. Причем лычше все же на педалях по таким йамам ехать. А жёппа больше от рамы страдает %) Зато амортизированная сидушка склонна к разбалтыванию - надо регулировать. Перетянешь болтик - зажмет штырь и будет как неамортизированная, недотанешь - сидушка будет болтаццо влево - вправо.
Переглючатели скоростей бывают комбинированные с тормозами и отдельные. Если будешь брать колмбинированные - смотри, чтобы крепко держась за руль ты мог указательным пальцем ухватиться за ручку тормоза (рядом с концом) и без усилия зажать тормоз. Тип переключателя - скорее вопрос религии.
Обода ИЖчо бывают одинарные и двойные (тройные и т.д.) Основная разница - между одинарными и двойными. Разница заключается в том, что если распилить одинарный обод, он в сечении имеет форму
А двойной
Двойной, соответственно, проходит дольше. Хотя в принципе, как начнет одинарные начнут помирать - можно будет взять двойные.
У меня одоба одинарные, во ОК. Товарищ заменил задний обод на двойной при пробеге около 1000 км.
Вот такая петрушка.