Цель эксперимента заключалась в том, чтобы проверить сколько топлива недоливают на крупных заправках и действительно ли это имеет место быть. Метод проверки достаточно прост и его может применить любой желающий. Из технической документации к автомобилю нам известен объём топливного бака, причем эти данные являются очень точными, погрешность здесь минимальная. Производителям автомобиля нет смысла занижать или завышать данную цифру, потому предоставление заведомо ложных технических данных может обернуться крупными судебными исками и убытками. Далее мы практически полностью опустошаем бак путем естественного сжигания топлива при работе автомобиля. Выработка ведется до того момента, пока указатель уровня топлива не будет на нуле, а показатель маршрутного компьютера о количестве оставшегося пробега до заправки от 0 до 2 км. Двигатель при этом работает и машина передвигается, что означает что в системе еще есть топливо, но незначительное количество — не более 2 литров, которые представляют неприкосновенный запас во избежание поломок топливной аппаратуры.
Далее мы заезжаем на заправку практически с пустым баком и просим залить топлива "до щелчка", т. е. полный бак. Система заправочной колонки устроена так, что при заправке полного бака пистолет автоматически отключается и дальнейший налив топлива возможен только вручную. При этом, любой автолюбитель знает, что если продолжать лить топливо "до горлышка", т. е. с заполнением топливопровода, дополнительно вмещается еще 1-2 литра. Если на заправке наливают честно, то в бак «до щелчка» помещается установленный объём бака минус 1-2 литра, т. е. тот минус тот самый неприкосновенный запас. Если со счетчиком топлива на колонке "мухлюют", то он покажет, что в бак было залито больше топлива. Разница между реально возможными показателями и тем, что показывает счетчик на колонке, и есть, по нашему мнению, объём "недолива".
Эксперимент проводился 4 раза, последние случаи были записаны на видео, чеки сохранились по всем 4 экспериментам. Для эксперимента использовался личный транспорт — дизельный джип с объёмом топливного бака — 82 литра. Не доверять техническим данным известного мирового производителя автомобилей у нас нет никакого основания.
По результатам первого эксперимента было "недолито" 5 литров топлива и в бак "вошло" немногим больше 83 литров, тогда как там оставалось 4-5 литров топлива, о чем были предварительно сделаны соответствующие фотографии технических показателей автомобиля. Во втором эксперименте "недолили" 4,5 литра. При третьем и четвертом эксперименте "недолив" составил 6-7 литров. В практически пустой 82-литровый бак удивительным образом помещалось 85, 86 и 87 литров дизельного топлива.
По результатам некоторых экспериментов мы (я и наши добровольные помощники) обращались и по телефону в нефтяную компанию с жалобами на недолив, однако никаких реальных действий не предпринималось. Поначалу перед нами извинялись и возвращали деньги, потом уже извиняться перестали и смотрели на нас взглядом человека, у которого мы отнимаем заработок.