РУСЬ ПРАВОВЕРНАЯ. Почему вчерашние православные принимают ислам. [SIZE=-1]
18.08.2005 |
[SIZE=-1]Михаил Яковлев[/SIZE] [/SIZE]
Если человек родился с фамилией Иванов, то ни у кого, собственно, не возникает вопросов по поводу его вероисповедания. В массовом сознании слова «русский» и «православный» являются синонимами. В крайнем случае допустимо, если этот гипотетический Иванов уточняет: я атеист. Это не похвально, но вполне приемлемо, в конце концов, у нас 20 лет назад почти все были атеистами, имеет же право человек на некоторый консерватизм.
Совсем другое дело, когда русский заявляет: я мусульманин. А ещё хуже, когда он утверждает, что стал мусульманином по политическим соображениям. Вокруг каждого такого русского правоверного сразу же возникает информационный скандал. Из никому не известного человека он в одночасье превращается для одних в друга и брата, для других во врага и предателя. Тем не менее таких случаев становится всё больше и больше.
Корреспондент «Версии» попробовал разобраться, как и почему русские становятся правоверными.
Скандалы вокруг русских мусульман стали возникать ещё в конце 90-х годов прошлого века. Более всего шуму тогда наделал переход в ислам русского православного священника Вячеслава Полосина. Когда-то отец Вячеслав был настоятелем церкви в Душанбе, в перестроечные годы избирался депутатом Верховного Совета, теперь же, присовокупив к имени Вячеслав новое имя Али, стал советником одного из самых известных муфтиев России Равиля Гайнутдина.
Руководство Русской православной церкви, конечно, покривилось, но, поскольку факт был единичный, сделало вид, что ничего особенного не произошло.
Уже в начале века нынешнего случилось куда более массовое принятие русскими исламской веры. В Петрозаводске появилась целая община русских мусульман. Создал её философ и путешественник Мустафа Стародубцев, который ещё в 80-х годах прошлого века, путешествуя по Азии, проникся духом суфизма. На них тоже можно было бы не обращать внимания, так как на самом деле петрозаводские русские мусульмане были не более чем сотней интеллигентов в духовном поиске. К политическому протесту эта община не имела никакого отношения. Однако на них ополчились сразу местное отделение ФСБ и традиционная община мусульман Петрозаводска, состоящая преимущественно из татар.
Последним особо не понравилось то, что имам (духовный глава русской общины и руководитель на молитве) был избран не из их числа.
Первый серьёзный сигнал, что русские мусульмане вскоре могут стать головной болью, прозвучал тогда, когда по политическим соображениям попытались закрыть сайт Koran.ru. Как выяснилось, претензии к сайту возникли после того, как на его главной странице появился призыв: «Русские люди! Читайте Коран, принимайте ислам», лозунг иллюстрировался изображением храма Христа Спасителя с полумесяцем на маковке.
Главный редактор сайта русский мусульманин Шамиль Матвеев сумел отстоять своё детище, правда, храм с полумесяцем с сайта исчез, зато русский парень Шамиль уже много лет в знак протеста ходит по Москве со значком «Лицо кавказской национальности».
Новые мусульмане победили шампунь В 2004 году русские мусульмане превратились из религиозного курьёза в фактор политической и социальной жизни. Если раньше мусульмане русского происхождения существовали как индивидуалы или в крайнем случае группа единоверцев, собирающихся вместе всего лишь для молитвы, то на этот раз появилась целая общественно-политическая организация русских мусульман. Они назвали себя НОРМ (Национальная организация русских мусульман), о своём учреждении заявили на пресс-конференции, проведённой в газете «Известия», и вплотную занялись делами, с религиозно-литургической практикой никак не связанными.
Наиболее широкую огласку получила победа НОРМа в споре с производителем средств для волос Sunsilk о рекламе, где девушка взывала к помощи Бога в разрешении проблем с волосами. Этот ролик никак не противоречил существующему в России закону о рекламе, а стало быть, юридически претензии русских мусульман были безосновательны, тем не менее компания-производитель пошла на уступки и согласилась убрать из рекламы обращение к Господу.
Мусульмане даже стали немного бравировать этой победой. «По большому счёту эта реклама задевала интересы всех монотеистических религий, но если бы с претензиями выступили, скажем, христиане, то они были бы посланы далеко и надолго. Примеров тому множество: протесты против «Последнего искушения Христа» или выставки «Осторожно: религия!».
Уступчивость производителей шампуня понять можно. Видимо, тут сыграло роль и то, что ислам имеет репутацию религии, с представителями которой лучше не шутить, а также несколько демонизированный образ самого НОРМа, объединяющего в своих рядах немало националистов.
Оппозиционное вероисповедание Не меньше шума произвёл манифест главного оппозиционера нынешней власти, лидера Национал-большевистской партии (НБП) Эдуарда Лимонова, «Исламская карта», практически совпавший по времени с «антирекламными» успехами НОРМа. «Тот российский политик, который прочно заявит о намерении сделать мусульман гражданами первого сорта и предпримет соответствующие шаги к осуществлению этого намерения, получит огромную поддержку мусульман России», — говорилось в его заявлении.
«В тюрьме я завидовал мусульманским товарищам, оказавшимся в заключении, — откровенно делится Лимонов. — Их религия и её церемонии, молитва пять раз в сутки, определённые ритуалы и воздержания — всё это делало их сильными. Каждый намаз, когда в назначенные часы миллионы узких спин сгибаются в молитве, связывающей мусульманскую общину, умму, между собой и с Аллахом, был каждый раз своего рода поднятием флага. Среди страданий и скорби тюрьмы мусульмане подымались над обычными узниками, сонными и несчастными. А коранический закон, детализирующий все стороны жизни мусульманина, делает его жизнь благороднее».
Пожалуй, стоит отметить, что «мусульманским товарищем», стойкость которого поразила Лимонова в тюрьме, был бывший подельник Салмана Радуева Аслан Алxазуров, с которым лидер НБП одно время делил камеру. Но как бы то ни было, сразу после этого заявления последовало ещё одно, сообщавшее, что сотни членов НБП приняли ислам или собираются сделать это в ближайшее время. Впрочем, когда мы попытались проверить эти сведения, оказалось, что число лимоновцев, принявших ислам, несколько завышено, тем не менее мы нашли с десяток русских национал-большивиков исламского вероисповедания.
Две Фатимы У членов НБП в выборе религии фундаментом является именно оппозиционность ислама социальной и политической несправедливости. Так считают две девушки-мусульманки из НБП — обеих теперь после принятия ислама зовут Фатимами.
У обеих Фатим подозрительно много общего: и имя в исламе, и образование, и взгляды. Но на деле они познакомились совсем недавно.
Первая Фатима — сотрудница Исламского комитета. За плечами философский факультет МГУ, где доучивается сейчас её подруга. По словам Фатимы, к религии пророка она пришла в первую очередь через книги, через статьи. Мусульманкой, как она говорит, стала шесть лет назад, в 1999 году. Ей тогда было 15 лет.
«Ислам является религией социального протеста, но не на словах, как христианство, а на деле. Ведь необходимость бороться с несправедливостью и тиранией прописана на уровне вероучения. Если в детстве меня учили, что религия призывает не сопротивляться, то здесь, если человек видит несправедливость, он обязан остановить её. Если он не может остановить делом, то он должен осудить словом, или в крайнем случае осудить сердцем. Мне эта позиция близка. Во-вторых, ислам антиклерикален, в нём нет поповства. Во многом мой период атеизма связан с тем, что я не могла принимать институт духовенства в христианстве в том виде, в котором он находится».
С партийной принадлежностью она определилась несколько позже, чем с религиозной: совсем недавно подала анкету для вступления в НБП.
У второй Фатимы история несколько иная. Она вначале стала членом НБП, где состоит уже восьмой год, и лишь совсем недавно, в декабре прошлого года, приняла ислам.
Она одета во всё чёрное, на голове платок. Однако славянские черты лица и значок с серпом и молотом в красном круге — символом НБП, — приколотый к её груди, несколько выбиваются из этого образа.
«Я давно уже с интересом присматривалась к мусульманам, но принимать ислам не спешила: мешали стереотипы. Интерес к исламу обострился в последнее время, когда много членов нашей партии попали в тюрьму. В местах заключения сейчас много мусульман, и если на воле есть какие-то предрассудки, то в тюрьме они исчезают. Получается, что наше государство насильственно толкает радикалов от политики к исламу, сажая и тех и других в одни камеры. Но уровень политической культуры у мусульман гораздо выше. Вот один наш политзэк писал, что со стороны русских всегда возникают вопросы: «На фига ты на это пошёл? Я вот украл потому, что есть хотел, а ты-то зачем ради каких-то взглядов сел?». Единственным в их камере, кто не задавал подобных вопросов, был мусульманин. Вот почему многие наши ребята, которые сейчас за решёткой, попросили передать им Коран почитать».