C 1 сентября 2009г. теряет силу документ “Наставления по работе ДПС”, на смену ему приходит Административный регламент МВД исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением требований в области дорожного движения, утвержденный Приказом МВД от 02.03.2009г. № 185 (далее Административный регламент).Поэтому считаем целесообразным, прокомментировать ситуацию на видео руководствуясь Административным регламентом.
Согласно п. 63 Административного регламента, проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз, а также документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров может производиться ТОЛЬКО на стационарных постах ДПС.
В рассматриваемом случае, водитель остановлен на стационарном посту, таким образом, в этой части его права не нарушены.
Однако водителя остановил стажер, у которого отсутствовало удостоверение. На тему имеет ли стажер на это право много споров, так что давайте проанализируем ситуацию.
В соответствии со ст. 6 Закона Российской Федерации от 18.04.1991 года № 1026-1 «О милиции» лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, не являющиеся сотрудниками милиции, а также стажеры во время испытательного срока могут привлекаться к выполнению задач милиции с момента и в порядке, определяемых Министром внутренних дел Российской Федерации. В этом случае на них распространяются обязанности и права, гарантии правовой и социальной защищенности, а также ответственность, предусмотренные для сотрудников милиции.
Согласно п. 3 Положения о порядке привлечения к выполнению задач милиции рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, привлекаемые лица (лица не являющихся сотрудниками милиции, а также стажеры во время испытательного срока) выполняют задачи милиции в соответствии с Законом Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 “О милиции”, Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4202-1, другими законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами МВД России, регламентирующими деятельность сотрудников милиции.
В силу п. 6 3 Положения о порядке привлечения к выполнению задач милиции рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, привлечение к выполнению задач милиции стажеров во время испытательного срока осуществляется с соблюдением порядка прохождения испытательного срока, установленного пунктом 6 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД России от 14 декабря 1999 г. N 1038.
Пункт 6.2 Приложения к Приказу МВД России от 14 декабря 1999 г. N 1038 «Инструкция о порядке применения положения о службе в ОВД», гласит, что в период испытательного срока стажер, наряду с выполнением основных обязанностей и поручений по должности, проходит индивидуальное обучение по месту службы под руководством непосредственного начальника и наставника из числа опытных сотрудников (работников), назначаемого приказом начальника органа внутренних дел.
Согласно ст. 12 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации утвержденного Постановлением ВС РФ от 23 декабря 1992 г. N 4202-I,во время испытательного срока стажер выполняет обязанности и пользуется правами сотрудника органов внутренних дел в соответствии с занимаемой им должностью и условиями контракта.
Руководствуясь п. 2.1. ПДД РФ, водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и по требованию сотрудников милиции передавать им для проверки документы предусмотренные п.п. 2.1.1. ПДД РФ.
Из анализа указанных норм права следует, что стажер ГИБДД вправе требовать от водителя остановки автотранспорта и предъявления документов. При этом он должен по требованию водителя предъявить удостоверение стажера.
Однако согласно п. 4 Административного регламента, исполнение государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения осуществляется сотрудниками Госавтоинспекции, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях в области дорожного движения, а также участковыми уполномоченными милиции.
В силу п. 4 ст. 28.3 КРФоАП, перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях, в соответствии с частями 1, 2, 3 настоящей статьи, устанавливается соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной властии уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ в соответствии с задачами и функциями, возложенными на указанные органы федеральным законодательством.
Приказ МВД РФ от 2 июня 2005 г. N 444 “О полномочиях должностных лиц МВД России по составлению протоколов по делам об административных правонарушениях и административному задержанию”, в соответствии с частью 4 статьи 28.3 КРФоАП, а также статьей 6 и пунктом 5 статьи 11 Закона Российской Федерации “О милиции», утверждает перечень должностных лиц системы МВД РФ, уполномоченных составлять протоколы по делам об административных правонарушениях, предусмотренных КРФоАП.
В указанном перечне лица, являющиеся по должности стажерами, отсутствуют, следовательно, не уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях в области дорожного движения.
Как указано выше, в соответствии с п. 4 Административного регламента, исполнение государственной функции осуществляется сотрудниками Госавтоинспекции, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях в области дорожного движения.
Поскольку стажер не уполномочен составлять протокол об административном правонарушении, постольку он не наделен правом исполнять государственную функцию по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения.
При таких обстоятельствах, мы оказываемся в ситуации, когда имеются несоответствия в нормативно правовых актах, а именно:
Закон РФ «О милиции», ПДД РФ, утвержденные Постановлением Правительства РФ, Положение о порядке привлечения к выполнению задач милиции рядового и начальствующего состава органов внутренних дел РФ, «Инструкция о порядке применения положения о службе в ОВД» утвержденной Приказом МВД России от 14 декабря 1999 г. N 1038, Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации утвержденного Постановлением ВС РФ от 23 декабря 1992 г. N 4202-I – наделяют стажера правами сотрудника милиции: останавливать ТС и требовать предъявления документов, предусмотренных п.п. 2.1.1. ПДД РФ.
Однако из анализа Административного регламента следует, что такими полномочиями стажер не наделен.
С одной стороны Закон РФ «О милиции» и ПДД РФ утвержденные Постановлением Правительства РФ имеют большую юридическую силу, с другой стороны Административный регламент является специальным нормативным правовым актом, регулирующим деятельность органов и должностных лиц по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного и дата принятия (вступления в силу) более поздняя.
Таким образом, мы склонны сделать вывод, что Административный регламент, будучи специальным нормативным правовым актом, не находится в противоречии, а уточняет права и обязанности сотрудников Госавтоинспекции, по сравнению с общими правами и обязанностями сотрудников милиции.
На основании изложенного наша позиция сводится к тому, что стажер с 1 сентября 2009г. не наделен полномочиями останавливать ТС, требовать документы и исполнять и исполнять иные административные процедуры, включенные в государственную функцию по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Важно!
Согласно п. 4 Административного регламента, в целях необходимости предотвращения и пресечения правонарушения, задержания лица по подозрению в его совершении при обращении граждан с заявлениями о событиях, угрожающих личной или общественной безопасности, либо в случае непосредственного обнаружения таких событий, остановка транспортного средства, пешехода (пункты 63 - 81 настоящего Административного регламента) может быть осуществлена сотрудником милиции на территории Российской Федерации независимо от занимаемой должности, места нахождения и времени. При этом последующие действия осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
То есть, если Вы намерены или совершили правонарушение, Вас подозревают по подозрению в его совершении, остановка ТС может быть совершена любым сотрудником милиции, в том числе и стажером.
Практика применения новых нормативных правовых актов зачастую неоднозначна и изменчива, но мы имеем возможность повлиять на ее формирование.
(с)
http://www.pravo-c.ru/video-3