Vil
Новичок
- Регистрация
- 13.01.2007
- Сообщения
- 15 765
- Реакции
- 74
- Баллы
- 0
Сводки о ДТП на саратовских дорогах становятся настоящим ужасом нашего городка. В необъявленной уличной войне уже гибнут не только простые смертные, но и дети людей, обладающих властными полномочиями. Стоит вспомнить хотя бы трагедию с дочерью одного из руководителей ОМ по Заводскому району. Или аварии, где виновниками были прокурорские работники, некоторые из которых уже получили реальные сроки заключения. Не это ли лишнее подтверждение того, что система коррупции начала наносить вред самой себе? «Взгляд» попытался разобраться, в чем причина тотального правового нигилизма на дорогах. Кто зарабатывает на мелких административных нарушениях, которые влекут за собой те преступления и кошмары, которые мы видим в еженедельных отчетах ГИБДД и новостях?
ПРАВИЛА
ПО-САРАТОВСКИ
Создается впечатление, что приучать давать взятки будущих автовладельцев сотрудники ГИБДД начинают еще до получения водительских прав. Официально услуги автошколы по обучению на категорию «В» обходятся в 13-15 тысяч рублей. Стоимость варьируется в зависимости от марок машин, на которых идет подготовка. Но сам процесс обучения скорее формальность. На теоретические занятия часть слушателей не ходят вообще. Всегда есть шанс записаться в группу, где занятия по правилам дорожного движения (ПДД) уже начались или даже заканчиваются. Это ускоряет процесс получения прав, а потому пользуется популярностью. В большинстве автошкол инструкторы стараются научить слушателей в основном вождению. Теория сводится к простым дорожным хитростям, потому что результат на итоговом экзамене всегда можно купить.
«Я позвоню кому надо, и ты все сдаешь. А водить учу на частной основе. Ну ты понимаешь…», – поделился тонкостями с корреспондентом «Взгляда» инструктор одной из саратовских автошкол. «А зачем там сидеть – в автошколе? Теорию сам взял и прочитал…Лектор все равно там сидит и тебе с книжки читает. Сам, что ли, не прочтешь?» – искренне удивляется он. – Я права за двадцать и даже за пятнадцать тысяч сделаю. Стопроцентная гарантия. В прошлом году это все стоило 5 тысяч. Сейчас цены подняли сильно».
СИНДРОМ ЛЕВОГО РЯДА
К чему приводит «формальное обучение», не секрет. На кольцевых развязках и перекрестах со сложным движением, как, например, в районе Сенного рынка, часто дежурят сотрудники ГИБДД, пользующиеся правовым нигилизмом и незнанием автовладельцами ПДД, обращая незнание в купюры. То есть в штрафы.
Самая простая рекомендация, которую часто дают в автошколах, – соблюдать наиболее распространенный в городе знак «уступи дорогу». И даже если вы едете по главной дороге, лучше пропускать дорогие авто и лихих водителей. Такое же правило действует в отношении левого ряда. Происходящее уже получило собственное название «синдром левого ряда» – когда в центре дороги едут те, кто чувствует себя имеющим право на «привилегированную» полосу движения. Причем с той скоростью, с которой им это удобно. В правом ряду – ближе к тротуару – следуют «простые смертные». Подобная схема существенно перегружает магистрали, приводит к пробкам, но инспекторы ГИБДД относятся к таким участникам движения лояльно – мало ли кто скрывается за крутыми номерами? Стоит ли рисковать и провоцировать длительные разбирательства с участием начальства, если проще не замечать?
ВЗЯТКА КАК ДОПУСК
Как уже было сказано, инструкторы и руководители автошкол предоставляют полезную услугу, не указанную в официальном перечне, – они являются посредниками между обучающимися и работниками ГИБДД, отвечающими за выдачу прав. И мы не претендуем на «открытие Америки». Это широко известно, потому что через процесс обучения и получения прав с каждым годом проходит все больше горожан.
Казалось бы, коррупция налицо. Почему же ничего не известно о раскрытии таких схем? Никакой информации о схваченных за руку взяточниках в погонах и выдающих права за мзду?
Как объяснили корреспонденту на условии анонимности оперативные работники, поймать сотрудника автошколы на взятке крайне сложно. Это более кропотливое занятие, чем расставить засаду и предъявить обвинение кабинетному чиновнику. Нужно записаться в автошколу, войти в контакт с инструктором, наездить много часов и главное – выбить казенные деньги на оплату обучения. Между тем вернуть их не удастся даже в том случае если дело заведут. А вопрос о материальном стимулировании «успешной сдачи экзамена» решается именно в конце курса и не связан напрямую с оплатой обучения, которая проводится законно – через кассу. К тому же недостаточно привлечь к ответственности инструктора – важнее взять именно сотрудника ГИБДД, иначе взимание денег с ученика школы будет квалифицировано как попытка мошенничества. Инструктор не имеет полномочий по выдаче прав. А значит, придется устанавливать всю цепочку, по которой идут деньги. Более того, необходимо доказать сговор как минимум нескольких работников МРЭО, отвечающих за теоретическую и практическую части экзамена, а также лиц, оформлявших документы. Поэтому УСБ (управление собственной безопасности) не часто берется за разработку сотрудников МРЭО.
Чаще наказывают не тех, кто «давно и успешно» работает по накатанной схеме, а дилетантов, недавно пришедших на службу и старающихся как можно скорее урвать свой кусок.
«Это целый налаженный бизнес, где принимающие экзамен полицейские годами оттачивали мастерство срезания экзаменующихся. И если сдать теоретический экзамен самому возможно, то пройти практическую часть очень сложно. Сотрудник ГИБДД не объясняет, за какую именно ошибку снят тот или иной балл, а может и наоборот спровоцировать человека. И возражения уже не принимаются. Возможности пересдать экзамен сразу тоже нет, так как итоги озвучиваются после того, как испытуемый покинул автомобиль», – рассказал один из экспертов.
«Нет, самому сдавать – без вариантов, – подтверждает инструктор автошколы корреспонденту «Взгляда». – Даже если выучишь ты всю теорию, а там стоит шестерка, в хлам раздолбанная: ни сцепление, ничего не работает. Ты на ней даже не тронешься!».
Не стоит забывать и о том, что каждая пересдача стоит денег и занимает время. А значит, сотрудники МРЭО, срезая на экзаменах непроплативших, пополняют не только собственный, но и государственный бюджет. В таких условиях саратовцы вряд ли предпочтут многократно сдавать экзамен, где шансы на успех ниже, чем в казино. Многие скорее согласятся сразу заплатить и не тратить время и деньги. На это и рассчитано. Но если за рулем не получатель, а покупатель прав, то надеяться и пешеходам, и другим участникам дорожного движения можно только на везение.
НАЛОГ НА ЛИХАЧЕЙ
Не менее распространенная статья в структуре левых доходов сотрудников ГИБДД – помощь в возврате прав. Этой услугой пользуются в основном те автомобилисты, кто не имеет серьезных знакомств в системе МВД и не смог решить вопрос, грозящий лишением водительского удостоверения, на месте правонарушения. Забирать права – занятие хлопотное. Протокол нарушения уже составлен, а в отдельных случаях даже внесен в журнал регистрации. К тому же и бланк протокола – документ строгой отчетности. Соответственно, за каждый потерянный либо испорченный протокол сотрудник может быть привлечен к дисциплинарной ответственности. Поэтому решение подобного вопроса может стоить в несколько раз дороже, чем урегулирование нарушения на месте. И вряд ли такое может произойти без ведома начальства – хотя бы непосредственного. Действует и фактор времени: ряд статей в соответствии с КоАП надлежит рассматривать именно в суде, а срок рассмотрения административного дела составляет всего два месяца. Для преодоления этих сложностей чаще всего используются проверенные сотрудники. Подключаются также так называемые «решалы», тарифы у которых сильно разнятся.
Вернуть водительское удостоверение (отобранное за превышение скорости более чем на 60 км/ч) обойдется в сумму, превышающую 5, а иногда и 10 тысяч рублей в зависимости от числа посредников, участвующих в операции. Между тем судебная санкция составляет от 2 до 2,5 тыс. рублей либо предполагает лишение прав на срок от 4 до 6 месяцев. Но из-за вероятной возможности не остаться без прав совсем автомобилисты решаются на противозаконную сделку.