Знаки дорожного движения — обязательный элемент, с помощью которого можно избежать хаоса на дороге и сделать передвижение более безопасным. Существует несколько категорий указателей, каждая из которых выполняет свою функцию — предупреждает, информирует и прочее. Одни из самых важных и строгих — сигналы, запрещающие то или иное действие.
Запрещающие знаки — что это?
Запрещающие указатели — категория сигналов, с помощью которых на определённом участке дороги вводится то или иное ограничение. Если говорить простыми словами, автолюбитель, увидев такое предупреждение, должен знать, что ему запрещается что-то делать. В противном случае ему грозит штраф за нарушение ПДД.
Справка. Главная отличительная черта группы — внешний вид. Все они выполнены в виде круга, обрамлённого красной каймой.
Большая часть табличек окрашена в белый цвет. Исключение:
- «Въезд запрещён» или «Кирпич» — представляет собой красный круг, на который нанесён белый рисунок;
- указатели, запрещающие остановку или стоянку, имеют форму круга, окрашенного в синий цвет, рисунок выполнен красным или белым.
Ещё одна особенность группы — зона действия, зависящая от нюансов дороги и характера установленного запрета. Например, таблички 3.18.1 и 3.18.2 «работают» только на перекрёстке. А знак 3.19, устанавливаемый перед пересечением проезжих частей, действует только на конкретном участке. Кроме того, область действия некоторых ограничителей может быть уменьшена. В такой ситуации они будут дополнены соответствующим указателем — 8.2.3 «Зона действия».
Подгруппы ограничивающих сигналов
Считается, что указатели, вводящие «табу» на то или иное действие — самая трудная для изучения и запоминания категория среди всех ПДД. И тому есть несколько причин:
- группа довольно объёмная;
- их можно встретить чаще других;
- принцип «работы» обладает массой нюансов.
Все эти особенности делают изучение сигналов сложным. Чтобы сделать процесс проще, ограничивающие указатели можно разбить на несколько подкатегорий.
3.1–3.10, 3.32 и 3.33
Категория знаков, вводящая определённый запрет: либо заезжать на конкретный участок, либо передвигаться по нему. В неё входят знакомый многим «Кирпич», а также сигналы, привязанные к какому-то виду техники (велосипедам, грузовикам, легковым автомобилям, гужевым повозкам, транспортным средствам с прицепом, мотоциклам и так далее), а ещё пешеходам. Например, если установлен знак 3.6 «Движение тракторам запрещено», это означает, что на данном участке нельзя передвигаться любым тракторам и самоходной технике.
Формально эти таблички не имеют области действия: сигналы «работают» лишь в месте, где они установлены. Другими словами, если водитель заедет под знак с другой территории, он ничего не нарушит и сможет продолжить движение.
3.11–3.15
Указатели, ограничивающие передвижение автомобилей с превышением конкретных размеров или массы. Такие сигналы обычно можно встретить перед участками полосы, движение по которой невозможно без некоторых «табу»: тоннель, мост, железнодорожный переезд, узкий участок, трубопровод и так далее.
3.17.1–3.17.3
Таблички, вводящие запрет на дальнейшее передвижение без обязательной остановки. Продолжить поездку владелец транспортного средства сможет только в том случае, если получит соответствующий пропуск от должностных лиц, осуществляющих надзор над определённым отрезком пути: сотрудника таможни, МЧС, ГИБДД, пропускного пункта и прочих.
3.18.1, 3.18.2, 3.19
Указатели, ограничивающие передвижение в определённых положениях, — влево, вправо, разворот. Автолюбитель, увидев данные таблички, должен знать пару важных нюансов:
- указатели могут монтироваться исключительно перед пересечением дорог — въездами на прилегающую территорию, перекрёстками;
- знаки ограничивают только конкретный манёвр — выполнять другие действия разрешено.
3.16, 3.20–3.31
Сигналы, которые устанавливают и отменяют «вето» на передвижение в определённом режиме. Монтируются следующим образом: первым ставится ограничивающий сигнал, а через определённый промежуток монтируется знак, отменяющий действие первого. Особенность этой категории — область распространения:
- до ближайшего перекрёстка;
- до границ населённого пункта;
- до места установки 3.31 «Отмена всех ограничений».
Исключения
Один из самых трудных разделов, связанных с областью применения ограничивающих указателей — всевозможные нюансы, когда действие одного и того же сигнала распространяется на один вид техники и не «работает» в отношении другого:
- 3. 1–3.3, 3.18.1, 3.18.2, 3.19, 3.27 — не действуют на автобусы, троллейбусы, маршрутные такси. Послабление объясняется необходимостью водителя проехать по области, на которой введено ограничение (поворот, разворот, остановка и так далее).
- 3.2, 3.3, 3.5–3.8, 3.4 — не работают в отношении водителей, приписанных к определённой территории. В категорию входят водители, имеющие прямое отношение к области, на которой запрещён проезд другим участникам дорожного движения:
- автомобили обслуживающих компаний;
- автовладельцы, обслуживающие работников предприятий, расположенных на данной территории;
- водители ТС, принадлежащих людям, работающим или проживающим на участке с ограничением.
Важное исключение в отношении указателя 3.4 — «Движение грузовых автомобилей запрещено». Сигнал разрешает проезд грузовиков в некоторых ситуациях:
- относящихся к компаниям, располагающимся в области действия сигнала;
- не оборудованных прицепом;
- с массой не более 26 тонн.
Другие исключения:
- 3.2, 3.3, 3.28–3.30 — не работают в отношении людей с ограниченными возможностями, т. е эти таблички могут игнорировать инвалиды I и II группы, а также водители, транспортирующие инвалидов I и II групп и детей с ограниченными возможностями;
- 3.2, 3.3, 3.5–3.8, 3.28–3.30, а также с особым статусом 3.4 — не распространяются на автовладельцев, которые выполняют рабочие обязанности, сюда входят:
- автомобили, принадлежащие почтовой службе;
- имеющие на боковой части белую линию, расположенную на синем фоне;
- водители такси со включенным таксометром.
Однако и в последнем пункте есть пара нюансов:
- владельцам транспортного средства разрешено передвигаться по кратчайшему пути;
- можно въехать на грузовом автомобиле массой не выше 26 тонн и не оснащённым прицепом.
Соблюдение правил дорожного движения — залог безопасной езды. Потому так важно знать принцип действия того или иного знака.