Автовладельцы и автослесари довольно часто, если упоминают о ремонте транспортных средств, подчеркивают то, что практически любой ремонт автомобиля не обходятся без того, чтобы не нужно было справляться с болтами и гайками, которые не имеют никакого желания расставаться друг с другом.
Чаще всего при этом ремонтники не стесняются в употреблении «крепких» словесных оборотов. Особенно это касается случаев, когда все методы (как химические и механические, так и физические) были испробованы, но не подействовали. Даже Кока-кола не смогла эффективно помочь, а в результате прилагаемых усилий грани на гайке и болте превратились в ровную окружность. Что же делать в таком случае?
Из-за чего гайка и болт прикипают?
Для начала немного теории. Прикипание происходит за счет коррозионных процессов в высокоуглеродистой стали из которой, собственно, чаще всего производятся и болты, и гайки. Всюду где есть гальваническая пара (несмотря на то, что используется высокоуглеродистая сталь, ее составы могут быть разными). То есть мы не говорим о контакте, к примеру, алюминиевой и медной резьбовых поверхностей. Даже незначительное изменение состава контактирующих сталей приводит к образованию ржавчины в месте резьбового соединения.
Ржавчина, по сути, является гидратированной окисью железа, возникающей из-за окисления железа во влажной среде. Железо в стальных элементах крепежей присутствует в достаточном количестве, кислород присутствует в воздухе, также в воздухе постоянно присутствует влага, а иногда она просто льется с неба в виде осадков. Следовательно, автомобильная техника – чуть ли не наиболее благодатное место для появления и распространения коррозионных процессов. Естественно, что ржавчина будет возникать в автомобиле, сделанном из стали всегда. Ее возникновение можно только замедлить тщательной обработкой всех стальных деталей, но и это исключительно временная мера.
Особенно неприятная вещь для авторемонтника – это прикипание гаек и болтов в местах, находящихся под влиянием высоких температур (к примеру, крепежи в выпускной системе двигателей). Именно в таких местах открутить гайку или болт, пользуясь невандальными способами практически невозможно. В этих случаях спасет только болгарка либо дрель, но, поскольку удаление болтов при помощи дрели является трудоемким процессом, требующим немалого опыта, на нем мы останавливаться не будем (автослесари с ним знакомы, а обыватели могут не только «покалечить» авто, но и сами могут покалечить себя), либо болгарка.
Как удалить болт или гайку при помощи болгарки
Для начала самый безобидный способ. Он используется в тех случаях, если необходимо удалить болт, грани которого сильно повреждены и не могут служить опорой для ключа. В таких случаях на головке болта делается пропил под шлицевую отвертку. Глубина пропила должна достигать не более половины от высоты головки. После этого необходимо взять отвертку и попытаться открутить крепеж классическим способом.
Если же и этот метод (используется только для болтов!) не подойдет, значит остается только вандальное использование болгарки – срезание болта или гайки. Для этого стоит пользоваться небольшим устройством, поскольку им легче манипулировать, особенно в местах, где чаще всего можно встретить прикипевшие крепежи – выпускная система двигателя, а также развальные болты многорычажной подвески. Эти элементы после удаления практически во всех случаях заменяются новыми. Так зачем же делать безуспешные попытки по их сохранению?