Суровые зимние погодные условия — не повод, чтобы засесть дома и никуда не ездить. И с наступлением холодов основной «болью» многих водителей становится ситуация, когда утром приходится садиться в непрогретую машину. Как же правильно организовать обогрев салона зимой?
Отопительные системы для прогрева салона
Вне зависимости от типа отопительной системы, установленной в автомобиле, всегда источником тепла является двигатель. Когда он прогрет и заведен, то может обеспечить и прогрев салона.
Процесс обогрева салона в большинстве транспортных средств происходит следующим образом:
- Охлаждающая жидкость поступает в радиатор, где нагревается.
- Вентилятор подает в радиатор воздух.
- Теплый воздух уже поступает в салон.
В разных моделях авто могут быть следующие отопительные системы — климатические установки (программируемые электронные или ручные), механические «печки» с ручным управлением.
Обратите внимание! Не во всех автомобилях обогрев создается за счет подачи охлаждающей жидкости в радиатор. Например, в электромобилях отсутствует и двигатель внутреннего сгорания, и антифриз. В такие авто встроены электрические нагреватели, чаще всего керамические. Также бывают машины с бензиновыми печками (тот же «Запорожец»), теплонасосами с промежуточным впрыском газа (Toyota Prius Plug-In Hybrid), вязкостными обогревателями (Land Cruiser 125, северная комплектация).
Как подготовиться к холодам
Чтобы зимой не столкнуться с тем, что отопительная система в машине не работает, важно заранее подготовиться к холодному сезону. Если этого не сделать, могут возникнуть такие проблемы:
- недостаточное количество антифриза — в этом случае охлаждающей жидкости просто не хватит, и в радиатор она не попадет;
- скопившиеся воздушные пробки в отопительной системе — обогрев будет недостаточным из-за нарушенной циркуляции;
- засорившийся воздушный фильтр и/или вентилятор — фильтр нужно вовремя менять, а вентилятор проверять и регулярно чистить от пыли и грязи;
- грязный радиатор — пыль и грязь не дадут ему полноценно нагревать охлаждающую жидкость;
- неисправные шторки воздуховодов — они должны работать в полной мере, чтобы потоки теплого воздуха выдувались во всех нужных направлениях, в том числе на замерзшие стекла.
Важно! Часть из этих пунктов можно проверить и исправить самостоятельно (например, поменять антифриз), но лучше всего до начала холодов обратиться в автосервис к специалистам.
Как правильно прогревать салон
Казалось бы, включил печку — и готово! Но не тут-то было. Даже опытные водители могут неправильно использовать встроенную систему отопления в своей машине. А вот как это следует делать пошагово:
- Завести авто и дать двигателю прогреться.
- Активировать режим рециркуляции салона, когда шторки внешнего воздухозаборника закрыты, и холодный воздух с улицы не поступает внутрь. Эта функция запускается с помощью специальной кнопки или рычажка на приборной панели.
- Повернуть терморегулятор в режим максимального нагрева. Так антифриз будет без помех поступать в радиатор.
- Запустить вентилятор на малые обороты. По мере нагревания охлаждающей жидкости следует увеличивать обороты вентилятора.
- Если необходимо оттаять стекла, то следует повернуть заслонки воздуховода и направить теплые воздушные потоки на лобовое или боковые стекла.
- После достаточного прогрева салона режим рециркуляции нужно отключить.
Важно! Можно начать движение еще до того, как салон прогреется до желаемой температуры. На ходу двигатель нагревается быстрее, поэтому и весь процесс обогрева салона сократится по времени.
Если в машине установлена система климат-контроля, то практически все вышеуказанные действия «переходят» на компьютер. Водителю достаточно лишь задать комфортную температуру воздуха и запустить авторежим. Но в некоторых случаях все равно не обойтись без ручной корректировки работы климатической установки.
Вывод
Ситуация с ледяной внутри машиной больше не будет «кошмаром наяву», если произвести правильную подготовку к холодному сезону и научиться эффективно прогревать салон. Если же требуется греть автомобиль быстрее, можно установить дополнительное оборудование. Например, топливный или электрический предпусковой обогреватель, сигнализацию с функцией дистанционного запуска двигателя и даже тепловентилятор. В любом случае садиться в теплую машину гораздо приятнее, чем стучать зубами от холода.