Если хочется освежить свое авто, но без лишних капиталовложений, то имеет смысл задуматься над заменой колесных дисков. Главное, не забыть о важности соблюдения разболтовки, под которой подразумевается размер крепежных отверстий, предназначенных для фиксации дисков.
Показатели дисковых размеров
Входит болт в отверстие и ладно. Именно так думают многие новички в автомобильном деле, даже не задумываясь над тем, насколько важно подбирать штифты в полном соответствии с указанной на дисках маркировкой. К слову, последняя представляет собой зашифрованную аббревиатуру, состоящую из буквенно-числовых символов.
И хотя новичку эта комбинация может показаться нечитаемой абракадаброй, разобраться в ней не так уж сложно. Для этого достаточно просто научиться правильно читать шифр, учитывая следующие нюансы:
- Под первой цифрой подразумевается ширина дискового обода в дюймах.
- Следующий символ – буквенный. И если в его качестве используется английская J, то эти диски подходят исключительно для моноприводного автотранспорта, вне зависимости от того, о заднем приводе идет речь или о переднем. Если же в маркировке будет использовано сразу две буквы J, то диск подойдет только для авто с колесной формулой 4×4.
- Далее идут цифры, которые обозначают общее число болтов и размер отверстий для них. Проще говоря, речь идет о той самой разболтовке, и если, к примеру, перед водителем комбинация 498, то это значит, что ему понадобится 4 штифта, подходящих для отверстий размером в 98 мм. К слову, речь идет о минимальном пороге и сегодня можно приобрести диски с 4,5 и 6 крепежными болтами, размер отверстий для которых может варьироваться в диапазоне от 98 до 139,7 мм.
- Сложнее обстоят дела с вылетом диска, значение которого может быть как положительным, так и отрицательным, представляя собой отдельное буквенно-числовое сочетание. Пример – ET30, ET-40 и пр.
В самую последнюю очередь указывается размер центрального отверстия диска, соблюдение соответствия которого считается не таким критичным, поскольку в случае чего остается возможной подгонка.
Как самостоятельно определить разболтовку
Нередки ситуации, когда автолюбителям приходится сталкиваться с отсутствием маркировки и, как следствие, сложностями с ее идентификацией.
Тем не менее, такая проблема вполне решаема, причем с помощью имеющихся в наличии подручных средств, а точнее, одной только линейки.
Так, достаточно просто измерить расстояние между окнами и диаметр отверстий, не забыв умножить полученные величины на определенные коэффициенты, которые напрямую зависят от количества крепежных элементов. Для удобства все они внесены в следующую вспомогательную таблицу:
Количество болтов, шт | Коэффициент |
3 | 1,155 |
4 | 1,414 |
5 | 1,701 |
6 | 2 |
10 | 3,326 |
Формула для расчета и таблицы совместимости
Конечно же, использовать линейку стоит в самую последнюю очередь, поскольку этот измерительный прибор дает пусть и незначительную, но вместе с тем, нежелательную погрешность. Да и зачем мучиться, если можно воспользоваться готовыми таблицами совместимости, за считанные минуты найдя в них собственную модель авто и соответствующую ей маркировку дисков.
Что касается формулы разболтовки, то этот вопрос лучше всего рассматривать на конкретном примере. И если перед глазами маркировка 7,5Jx16H24/98ET30d60, то это значит, что доводится иметь дело с дисками с 7,5-дюймовой шириной и 16-дюймовым диаметром обода, устанавливаемыми на переднее или заднеприводное авто.
Что касается комбинации H2, то они по большому счету принимаются ко вниманию только специалистами автосервиса, обозначая наличие двух кольцевых выступов. 4/98 – четыре отверстия с диаметром по 9,8 мм, ET30 – маркировка вылета диска в положительном значении, а d58,5 – размер ЦОД.
Опасность неправильной разболтовки
Не стоит пренебрегать рекомендацией соблюдения разболтовки, поскольку возможные последствия могут оказаться плачевными. Среди них: перспектива преждевременного выхода из строя подвески и увеличение люфтов рулевого колеса, которое при длительной эксплуатации с неправильно подобранными креплениями для дисков может отвалиться от колонки.
К прочим возможным неприятностям стоит отнести перекос колеса, чаще всего возникающий при несоответствии количества и диаметра крепежей, а также появление трещин и сквозного повреждения дисков, которые могут просто не выдержать нагрузки на подвеску при несовпадающем значении вылета.
Именно поэтому ни в коем случае не следует игнорировать маркировку, используя для дисковой фиксации первые попавшиеся под руку штифты.