Если необходимо буксировать прицеп, автомобиль должен быть оборудован специальным прицепным устройством – фаркопом. В большинстве случаев этот узел не предусмотрен в базовой комплектации авто, поэтому его нужно покупать и устанавливать самостоятельно.
По мнению некоторых автовладельцев, наиболее эффективное и экономически обоснованное решение – установка самодельного прицепного устройства. С ними можно поспорить, поскольку никто не сможет гарантировать износостойкость и качество «кулибинского» фаркопа, а при его поломке может произойти серьезное ДТП с плачевными последствиями. Именно поэтому каждый опытный водитель предпочтет потратить деньги на покупку устройства известного бренда, а не на приобретение «самиздата».
Сегодня на рынке представлено огромное количество подобных устройств, отличающихся грузоподъемностью, типом, конструктивными особенностями, способом монтажа и типом розетки электропитания прицепа.
Какими бывают прицепные устройства для легковых авто
Основной критерий, которым следует руководствоваться, выбирая фаркоп – это класс ТС и его снаряженная масса. Именно от этих характеристик во многом зависит выбор: тягач не должен быть легче планируемого прицепа. Все, существующие сегодня на рынке, устройства являются представителями одного из 3 классов:
- Малый. Предполагается буксировка легкого прицепа, полная масса которого не превышает 1500 кг. Такой фаркоп станет оптимальным выбором для малогабаритных авто и автомобилей среднего размера.
- Средний. Предполагается буксировка прицепа полной массой до 2500 кг. Его устанавливают на более крупные автомобили (внедорожники, кроссоверы и минивэны).
- Большой. Предполагается буксировка прицепа полной массой до 3500 кг. Его можно устанавливать на большие рамные внедорожники и микроавтобусы.
Типы прицепных устройств
Сегодня на российском рынке можно увидеть 2 типа прицепных устройств для легковых авто: американское и европейское.
- Американское представляет собой прямоугольную шахту, которая служит гнездом для дышла буксируемого прицепа и запорный механизм.
- Европейское является традиционным крюком с окончанием в виде шара. Этот тип фаркопа можно увидеть в нашей стране повсеместно.
Поскольку отечественные прицепы изготавливаются под европейский тип прицепного устройства, для крепления к американскому необходимо покупать специальный переходник. Именно поэтому «американки» у нас почти не используются.
Все фаркопы европейского типа, представленные на отечественном рынке, отличаются диаметром шарообразной головки. Он колеблется в границах от 25 до 58 мм. В соответствии с ГОСТом, в нашей стране диаметр головки должен составлять только 50 мм.
Крепление прицепного устройства к авто
От того, как прикреплен фаркоп к авто, зависит комфорт использования и его срок эксплуатации. Тип крепления также определяет и цену устройства – чем сложнее крепеж, тем дороже фаркоп. Сегодня представлены 3 типа крепления:
- Несъемное. Предполагает постоянный сварной крепеж к раме. Этот тип крепежа одновременно и наиболее простой, и наиболее надежный. Несъемный фаркоп будет оптимальным решением если предполагается частая буксировка прицепа.
- Условно-съемное. Прицепное устройство крепится на болтовое соединение. При помощи набора ключей и нескольких минут времени такое прицепное устройство можно демонтировать и так же легко установить обратно. Прекрасный вариант для использования автолюбителями, который фаркоп может понадобиться время от времени.
- Съемное. Крюк крепится через специальный запорный механизм. Этот способ крепления не подразумевает использования инструментов и специальных знаний. Устанавливать и демонтировать прицепное устройство можно в самый короткий срок. Из-за сравнительно невысокой надежности крепления рекомендуется для использования тем, кому устройство может понадобиться в крайне редких случаях и для перемещения прицепа на небольшие расстояния.
Преимуществом съемных и условно-съемных устройств является возможность не подвергать фаркоп постоянно вредному воздействию окружающей среды и реагентов, используемых в холодное время года. Кроме того, снятие фаркопа позволяет уменьшить габаритные размеры автомобиля.
Тип розетки
Сегодня можно выбирать один из двух типов розеток для подключения электросети: на семь и тринадцать контактов. Выбирая фаркоп, отталкивайтесь от того, какой тип розетки используется в предполагаемом прицепе.
Семиконтактная розетка отличается весьма ограниченным функционалом, но сегодня является наиболее массовым устройством на дорогах России. Розетка с тринадцатью контактным разъемом отличается более внушительным списком функций, к примеру, есть возможность подключения дополнительного электрического оборудования.
Монтаж фаркопа на легковой автомобиль
Установка несъемного прицепного устройства должна проводиться исключительно опытными мастерами, способными обеспечить прочный и надежный контакт с рамой.
Съемный и условно-съемный фаркопы можно устанавливать самостоятельно. Монтаж условно съемного проходит в таком порядке:
- Раму автомобиля и контактную площадку фаркопа необходимо очистить, удалить заглушки и очистить крепежные отверстия.
- Зафиксировать платформу фаркопа болтами.
- Подключить электросеть (габариты, стоп-сигнал и т.д.).
- Установить крюк, проверить надежность болтового соединения и запорных устройств.
Постарайтесь сделать крепление максимально надежным. Помните, что передвижение по дорогам с не очень качественным покрытием провоцирует двойное, а то и тройное увеличение нагрузки на прицепное устройство.