Система охлаждения ДВС (СО) является важным узлом, обеспечивающим отвод излишков тепла и передачу их во внешнюю среду от двигателя автомобиля. Кроме того, система обеспечивает оперативный прогрев холодного мотора.
Основной задачей СО является вывод ДВС на оптимальную рабочую температуру и постоянное ее поддержание на всем протяжении работы мотора. Благодаря этому предотвращается повреждение двигателя, преждевременный износ его деталей, охлаждение отработанных газов и масла в системе смазки.
Типы СО автомобильных ДВС
Сегодня есть 3 вида СО, которые применяются для охлаждения двигателей:
- Воздушная.
- Жидкостная (Гибридная).
В воздушной СО отвод излишков тепла от рабочего объема двигателя осуществляется принудительным направленным потоком воздуха. Вентиляторы либо нагнетают воздушные массы на поверхность ДВС, либо всасывают их, если находятся за двигателем. Вентиляторы бывают автономными, либо объединенными с маховиком ДВС.
Чаще всего такими системами оборудовались авто в 60 годах прошлого столетия от производителей: Volkswagen, Citroen, Honda, Porsche. Вместе с тем позже автопроизводители начали отказываться от такой СО, поскольку автомобили все чаще оборудовались передним приводом и поперечным расположением ДВС, при которых организация эффективной СО становится практически невозможной.
Кроме того, воздушная СО требует увеличения габаритов мотора, а это провоцирует повышение уровня шума.
Следовательно, сегодня ДВС с воздушной СО чаще всего используются для сельскохозяйственной техники, коммунальных машин, скутеров, мотоблоков и т.д.
В жидкостных СО отвод тепла происходит за счет промежуточного теплоносителя (антифриза). Именно он «омывает» стенки цилиндров. Вместе с тем, полностью жидкостной такую систему назвать нельзя, поскольку сам теплоноситель охлаждается либо принудительным, либо наплывающим воздушным охлаждением в радиаторе. Поэтому более правильно называть эти СО гибридными.
Принцип работы жидкостной СО ДВС
- Теплоноситель (антифриз) перемещается по охладительным каналам движимый водяной помпой.
- Охладитель с радиатора поступает на «рубашку» двигателя.
- В рубашке жидкость получает излишки тепла, нагреваясь.
- В зависимости от направленности потоков антифриз перемещается по рубашке от первого цилиндра к последнему, либо от выпускного коллектора к впускному.
- Циркуляция жидкости проходит по малому (до нагрева) либо по большому (после нагрева) кругу. Вначале жидкость движется по большому кругу. Малый круг для теплоносителя открывается только по достижению ним определенной температуры (за это отвечает закрывающийся клапан). Благодаря этому обеспечивается более быстрый прогрев холодного двигателя.
- При падении температуры клапан опять срабатывает и теплоносителю снова становится доступным исключительно большой круг.
- Охлаждение теплоносителя происходит в радиаторе за счет встречного потока воздуха. Далее жидкость возвращается посредством выходного патрубка основного бачка и шланга, откуда попадает во входной патрубок циркуляционного насоса.
Принцип работы воздушной СО ДВС
Благодаря вентилятору создается поток воздуха, который поступает на наружную часть блоков цилиндров и головок.
Излишки тепла уходят во внешнюю среду.
Важно!!! Благодаря конструктивным особенностям, воздушный поток наибольшей интенсивности направляется на детали, подверженные наибольшему нагреву (головки и цилиндры). Степень интенсивности зависит от вентиляторов и организации направления потоков воздуха. Распределение воздуха на все детали ДВС происходит за счет тон