С немецкого языка аббревиатуру DSG можно перевести и расшифровать как «Коробка непосредственного включения передач» (Direkt Schalt Getriebe). Еще одно ее название – преселективная КПП, то есть коробка поддерживает готовую передачу для быстрого ее включения.
Впервые идею такой коробки предложил французский новатор Адольф Кегресс, который в первой половине прошлого века активно сотрудничал с Citroen. В соответствии с его идеей, предлагалась установка агрегата с двумя сцеплениями и гидромеханическим управлением на переднеприводные Citroen Traction Avant. Тогда коробку, мягко говоря, не оценили из-за довольно сложной конструкции.
Как работает DSG-коробка
Основное отличие преселективной коробки от классических в том, что в ней присутствуют 2 сцепления, которые оперативно включают передачи. В классической механической или роботизированной КПП при переключении передачи происходит расцепление диска сцепления и маховика, далее выбирается нужная передача (водителем или автоматикой), после чего диск возвращается в сцепку. Это приводит к тому, что какое-то время на колеса не передается тяговое усилие, а, значит, снижается разгонная динамика.
Благодаря DSG этот провал минимизируется. Принцип работы базируется на использовании двух соосных валов: первого – полого и второго, работающего внутри полого. Силовой агрегат подключен к ним через 2 отдельных многодисковых сцепления – первое внешнее, второе – внутреннее. На первый вал заведены шестерни четных передач (2, 4, 6 и т.д.), а на внутренний – нечетные (1, 3, 5 и задний ход).
При включении 1 передачи вращающийся маховик соединяется с диском сцепления второго вала, в то время как диск внешнего вала разомкнут. Перед достижением нужной скорости вычислительный блок агрегата сигнализирует о необходимости подготовки второй передачи, чтобы при ее включении отключить диск нечетных передач и моментально соединить маховик с диском четных. Это позволяет практически полностью использовать крутящий момент мотора.
Впервые концерн Фольксваген запустил в серию роботизированную коробку DSG в 2003 году. Двойное сцепление в ней работало в масляной ванне («мокрое сцепление»), из-за чего часть мощности терялась, а расход топлива увеличивался. Через 5 лет на рынок была выведена семиступенчатая DSG-7, в которой использовалось «сухое» сцепление, не отбирающее мощность у силового агрегата.
Преимущества использования DSG
- Преселективная КПП благодаря оптимальным режимам включения необходимых передач существенно снижает расход топлива. Расход автомобилей, оборудованных такой коробкой переключения передач, чаще всего приблизительно на 10% ниже, чем у автомобилей, в которых установлена классическая механическая КПП.
- Отличительной особенностью всех подобных коробок переключения передач является высокая разгонная динамика. Для включения верхней передачи достаточно 8 мс, отсутствует «резиновая тяга», которой так славятся гидромеханические КПП.
- Использовать преселективную коробку передач можно как в автоматическом, так и в ручном режиме.Вес преселективной коробки переключения передач приблизительно на 20% ниже веса аналогичной гидромеханической трансмиссии.
Недостатки использования преселективной КПП
- Достаточно высокая цена, увеличивающая стоимость самого автомобиля, оборудованного ею.
- Достаточно высокая стоимость замены масла (шестиступенчатая коробка требует заливать по 6,5 л синтетического масла высокого качества на каждые 60 000 км пробега.
Преселективную коробку передач устанавливают на различные модели, которые производятся немецким автоконцерном. К ним можно отнести практически все автомобили AUDI и VW, а также популярные модели SEAT, Skoda.