Зима — суровое время года не только для человека, но и для техники. Особенно её не любят автомобилисты. Зимой машина эксплуатируется в сложных, а порой и экстремальных условиях. Кроме того, именно с наступлением холодов возрастает риск аварийных ситуаций и неприятных поломок. Чтобы не попасть впросак и обезопасить себя, опытные владельцы транспортных средств заранее начинают подготавливать «железного коня», помня о санях и лете.
Подготавливаем автомобиль к зимовке
С наступлением холодов количество негативных факторов увеличивается: крепкие морозы, гололедица, снежные заносы, резкие перепады температуры, реагенты, превращающие снег в грязевую кашу. Но если потратить немного личного времени и осуществить несколько несложных манипуляций, можно не только сделать езду в зимнее время более комфортной и безопасной, но и увеличить срок эксплуатации транспортного средства.
Меняем шины
С одной стороны, это — настоящая автомобильная аксиома. Однако подготовку к зимовке стоит начать именно с этого шага. Если заглянуть в законодательство, можно обнаружить соответствующее положение, которое говорит, что автомобиль на летних шинах запрещено эксплуатировать с начала декабря и до конца февраля. В реальной жизни зима в некоторых регионах не совпадает с календарём и растягивается на 6-8 месяцев. Потому «переобувать» авто нужно не по календарю, а ориентируясь на погоду.
Если покрышек нет, стоит купить резину заранее, не дожидаясь первых заморозков и, как следствие, их резкого подорожания. Также не стоит откладывать до последнего «переобувание»: это поможет избежать очередей в шиномонтаж.
Замена технических жидкостей
Замена масла в двигателе часто именуется сезонной, и это не безосновательно. В климате с тёплым летом и морозной зимой рекомендуется использовать масло разной вязкости. Так, чтобы автомобиль уверенно заводился даже при сильных морозах, заливать нужно смазочное вещество с низкотемпературной вязкостью. Такие разновидности имеют соответствующую маркировку: 0W или 5W.
Также поменять масло следует в трансмиссии. Конечно, обычно смазочные вещества, предназначенные для основных узлов трансмиссии, всесезонные. Однако в некоторых регионах России зима бывает по-настоящему сурова, потому с некоторыми видами масла могут возникнуть сложности. Например, составы с маркировкой 80Wи 85W отлично работают при плюсовых температурах, но как только столбик термометра принимает отрицательные значения, они становятся густыми как мёд. Потому их стоит заменить на более подходящие варианты, обозначаемые маркировкой 75W.
Не менее важна охлаждающая жидкость. До наступления холодов нужно обязательно проверить её концентрацию. Если она недостаточная, вещество попросту замёрзнет. Превратившись в монолитный кусок льда, охлаждающая жидкость не только не сможет выполнять возложенные задачи, но и может существенно навредить двигателю.
Некоторые автолюбители предпочитают использовать вместо антифриза обычную или дистиллированную воду. Но стоит знать, что жидкость из-под крана увеличивает износ помпы.
Не стоит забывать о жидкости в бачке омывателя. Летом для очистки стёкол от загрязнений используют обычную воду — при плюсовых температурах она вполне удовлетворительно справляется с обязанностями. Но с наступлением холодов, вода, оставшаяся в бачке омывателя, превращается в кусок льда. Чтобы избежать подобной неприятности, нужно заранее позаботиться об омывающей жидкости и залить вместо воды «незамерзайку», способную удалять загрязнения со стёкол даже при минусовых температурах.
Проверяем электронику
Перед наступлением холодов рекомендуется проверить работоспособность всех основных датчиков. Для этого лучше посетить СТО и провести полную диагностику: она поможет выявить даже те неисправности, при которых не зажигался соответствующий значок на приборной панели.
Внимания заслуживают и вспомогательные системы: ABS (антиблокировочная), TRC/TCS (опция, контролирующая тягу), ESP/ESC (функция курсовой устойчивости). Все узлы должны работать исправно, ведь каждый из них делает управление автомобилем в зимнее время не только комфортным, но и безопасным.
Если модель транспортного средства полноприводная, следует проверить опцию 4WD: корректность работы дифференциалов, включение и выключение функции и другие параметры.
Готовим аккумулятор
Не вовремя севшая батарея — проблема, с которой сталкивается большое количество автолюбителей. Чтобы не танцевать по сугробам вокруг автомобиля, нужно следить за состоянием АКБ.
Важно помнить, что срок использования большинства устройств составляет от трёх до пяти лет, после чего старую АКБ нужно заменить на новую. Сделать это нужно даже в том случае, если эксплуатируемая прежде батарея подаёт заряд.
Меняем щётки стеклоочистителя
Хороший обзор — залог безопасного вождения. Потому позаботиться об этом следует заранее. Как и в случае с покрышками, необходимо «переобуть» стеклоочиститель, установив подходящие по сезону щётки.
Проверяем тормоза
Если есть возможность, можно провести ревизию тормозных колодок, а при необходимости подтянуть тросик стояночного тормоза. Если во время осмотра выявилось, что колодки следует заменить на новые, то стоит проверить цилиндры. Если при осмотре обнаружены потёки тормозной жидкости, их также следует заменить.
Менять тормозную жидкость следует раз в два года. Если использовать состав дольше указанного срока, он потеряет свойства.
Готовим кузов
Отдельного внимания заслуживает кузов автомобиля, для которого постоянные перепады температуры, слякоть, грязь, лёд, различные реагенты представляют настоящее испытание. Именно с наступлением холодов на кузове транспортного средства чаще всего образуются микротрещины, сколы, коррозия. Чтобы уберечь автомобиль, специалисты советуют провести полную антикоррозийную обработку. Проводить манипуляции лучше в автомобильной мастерской, где будут соблюдены все этапы технологии.
Чтобы избежать появления трещин, необходимо обработать кузов специальными составами на полимерной основе. Эти средства создают невидимую плёнку, оберегающую лакокрасочное покрытие от негативного воздействия окружающей среды.
Что положить в багажник?
Зима — настоящее испытание для автомобилистов. Хорошо, что в продаже можно найти множество аксессуаров, помогающих в борьбе с морозами и наледью. Для зимней эксплуатации рекомендуется запастись:
- скребком, который поможет удалить корку льда со стёкол;
- жидкостью для разморозки замков;
- зимними ковриками с высокими бортиками, которые соберут снег с обуви;
- оплёткой для руля, которая не даст рукам замёрзнуть;
- нелишней будет различная автохимия: размораживатель для стёкол, антигели для дизельного топлива, предотвращающие образование кристалликов льда.
Подготовка автомобиля к зиме — дело хлопотное, но обязательное. Чтобы манипуляции не доставляли лишних трудностей и не проходили в авральном режиме, планировать их стоит заранее.