Задним мостом Нивы называют балку объединяющую на оси два задних колеса. У полноприводной Нивы это сложный узел, передающий крутящий момент и распределяющий его между парой задних колес. Каждому владельцу такого авто нужно иметь представление об устройстве этого узла, чтобы понимать, как его ремонтировать и обслуживать.
Функции заднего моста:
- передача и увеличение крутящего момента за счет понижения передачи;
- изменение плоскости вращения ведущих колес – коленвал крутится вдоль оси машины, колеса же относительно нее – перпендикулярно;
- шасси для колес и опора для всего автомобиля в целом;
- возможность кручения ведущих колес с разной угловой скоростью, благодаря чему обеспечивается безопасное вхождение в повороты и преодоление тяжелых участков при буксовании одного из колес.
Из каких элементов состоит задний мост Нивы
Задний мост Нивы, представленный балкой с круглой центральной частью, как и передний, является ведущим (по ситуации). Балка состоит из двух штампованных стальных деталей, соединенных сваркой.
Строение узла:
- защитный колпак;
- подшипник полуоси;
- запорное кольцо подшипника полуоси;
- тормозной барабан;
- фланцы с двух сторон;
- тормозной цилиндр;
- полуось;
- коробка дифференциала, разделяющая поток мощности на два;
- подшипник коробки дифференциала;
- сальники;
- сателлит;
- гайка регулировки;
- две шестеренки передачи со спиралевидными зубцами – ведущая и ведомая;
- опорная шайба;
- грязеотражательный элемент;
- распорная втулка и другие детали.
Служащая для увеличения крутящего момента главная передача оснащена парой конических шестеренок со спиралевидными зубцами. Благодаря этой форме шестеренок они перекрещиваются, обеспечивая гиперболоидное смещение, соответствующую передачу, снижение центра тяжести авто и повышение его устойчивости.
Вариации задних мостов Нивы
Задний мост Нивы – узел очень сложный. Самостоятельный ремонт его может сделать только технически грамотный и опытный человек. Если эти качества отсутствуют, следует обращаться в профессиональный автосервис. А еще балка выпускается в разных модификациях.
Первая модель – мост 2121, актуальный приблизительно до 2004 имеет длину 133 см. Запорное кольцо 21 (2121-2403084) и сальник 01 (2101-2401034). Короткая полуось старого образца с 22 шлицами устанавливались только до 2002, после чего были унифицированы со Шнивой, а первый вариант завод выпускать перестал.
Широкий мост автомобиля 213 длиной 135 см выполнен по аналогии со Шнивой 21213. Разница состоит только в креплении тормозных трубок и амортизаторов, которые на Ниве зафиксированы домиком. Полуоси в обеих моделях имеют длину 76 см. Запирающее кольцо традиционное или зубчатое.
Третья модель – мост 21214 или М-мост. В этом варианте крепления аналогичны кронштейнам на Шниве, но конструкция самого моста нивовская. Здесь по-иному расположены тяговые фиксаторы, которые не подлежат замене. Данная модификация авто получила нехорошее наследие от Шнивы: при движении по колеям машина цепляется кронштейнами амортизаторов за грунт. В таких условиях Нива 2121 пролетит «на ура». То, чем грешила Шнива, передалось теперь ранее безупречной Ниве. Зачем нужна была эта доработка – непонятно…
Различие узких и широких мостов заключается в проточке под запирающее кольцо. Эта деталь Нивы 2121 в широкую балку войдет, а вот Шнивы 2123 в узкую нет. Полуоси различаются сальниковыми зонами. В коротких моделях после запорного кольца идет сужение до диаметра 3 см. В длинных вариантах такого перехода нет, сальниковая зона имеет диаметр 3,5 см, что соответсвует диаметру места под запорное кольцо.
Еще одно отличие носит чисто визуальный характер – на новом широком мосту в зоне фиксации полуоси присутствует прилив квадратной формы. На старых моделях этой особенности нет.