Словосочетание «советский внедорожник» услужливо нарисует образ бессмертной «буханки», широко распространённой «Нивы» или популярного «УАЗика». На самом деле внедорожных моделей в Стране Советов было намного больше. К сожалению, достаточно заинтересовать руководство и пойти в серийное производство им не удалось. Хотя среди множества чудаковатых моделей было немало достойных вариантов, которые могли составить конкуренцию импортным «собратьям».
ТОП отечественных внедорожников, которые не вошли в серию
В СССР было создано более десятка полноприводных автомобилей, но большая часть не попала на конвейер. Во многом на это повлияли особенности экономики и разнообразные реформы, которые сотрясали министерства всё послевоенное и перестроечное время. Эти постоянные неурядицы не позволяли инженерам в полную меру проявить фантазию и внедрить изделия в массовое производство. Большая часть моделей покрылась прахом небытия, но есть среди них крайне интересные автомобили, которые заслуживают особого внимания.
«ГАЗ М73»
Разработка полноприводной модели с названием «ГАЗ М73», началась в 50-е годы прошлого столетия. Машина получилась довольно оригинальной, хотя некоторые части были позаимствованы у 402-го «Москвича». Например, в «ГАЗ» перекочевала тормозная система и силовой агрегат. Поскольку автомобиль получался довольно уникальным, с нуля были создана раздаточная коробка, нарезные мосты и подвеска — готовых деталей, обладающих нужными характеристиками, попросту не нашли.
Справка. Автомобиль выпускался в двух вариантах: пикап и купе. Обе модели были двухместными.
Несмотря на перспективность, идея не нашла отклика в «верхах», поэтому не попала в серию. Освоение наработок было передано на «Московский завод малолитражных автомобилей», где на их основе был заложен выпуск 410 и 411 «Москвича».
«Москвич 415»
Главный принцип разработки — лаконичность. Внешне кузов выглядел очень простенько и напоминал чертами Willy’s. Отсутствующие двери словно подчёркивали аскетичность, вместо них спасать водителя и пассажиров от непогоды должен был навесной тент. В 1960-м модель пережила небольшую модернизацию: дизайн стал более современный. Тогда же завод представил «Москвич 416», отличающийся от предшественника жёстким верхом, системой обогрева лобового стекла и расположением запасного колеса, которое крепилось на правом борту.
К сожалению, проект ожидала судьба многих советских внедорожников: «Москвичу 415/416» не нашлось места на линии сборки.
«ИЖ-5/14»
В начале 70-х годов руководящая «верхушка» проявила подлинный интерес к созданию отечественного внедорожника, который бы не только уверенно преодолевал препятствия, но и отличался повышенным комфортом.
Одним из участников конкурса стал «ИЖ-5». Внедрением идеи и её последующей разработкой занималась команда молодых инженеров. Кузов, силовой агрегат и раздаточную коробку позаимствовали у 412-го «Москвича». Заднюю подвеску пришлось создавать с нуля, а переднюю, также взятую у -го просто усилили.
Летом вышла модернизированная версия, получившая название «ИЖ-14». Модель получила более современный дизайн и независимую заднюю подвеску.
«ЛуАЗ-1301»
В начале 80-х на автозаводе, расположенном в городе Луцк, приступили к разработке перспективной внедорожной модели. За основу был взят «ЛуАЗ-969М», кузов которого был полностью переработан. Кроме обновлённого дизайна, модель получила пневмобаллоны, позволявшие уменьшать и увеличивать клиренс. Решение для машины эконом-класса, мягко говоря, малоподходящее. Но вместе с тем инженеры оснастили авто весьма практичными решениями:
- постоянный полный привод;
- блокируемый межосевой дифференциал;
- пружинная подвеска;
- двигатель и некоторые детали интерьера, позаимствованные у «Таврии».
Детище завода несколько раз модернизировалось. Выпускались разнообразные специальные версии, например пикап и шестиколёсная модель 6Х4. А последний вариант, получивший множество изменений и новшеств, был представлен аж в 2002 году.
Завод предпринимал несколько попыток наладить серийный выпуск, но постоянное отсутствие вменяемого финансирования привело к тому, что 2006-й стал годом закрытия амбициозного проекта.
«ГАЗ-3106» «Атаман-2»
В конце «девяностых» шеф-дизайнер завода «ГАЗ» выступил с предложением о создании off-road модели повышенной комфортности. За основу Игорь Безродных решил взять доработанные и усиленные элементы и узлы от «ГАЗа-2308». Модель получила:
- укорочённую колёсную базу;
- стильный дизайн кузова в духе «ГАЗ-3111»;
- новую раздаточную коробку;
- несколько вариантов двигателя: от широко распространённого бензинового «ЗМЗ» до пятицилиндрового турбированного дизеля от «ГАЗ-5611».
Справка. Кроме того, инженеры рассматривали идею использования двигателя от Toyota.
Несмотря на то что «Атаман» был тепло принят и пережил несколько изменений, руководство компании признало проект нерациональным и свернуло дальнейшие разработки.
История отечественного автопрома полна интересных моделей, которые бы могли стать достойным ответом внедорожникам зарубежных марок. К сожалению, ни одна из перечисленных разработок не вошла в серию.
Сначала причина крылась в отсутствии нужных мощностей. Потом к ней добавился хронический недостаток ресурсов и постоянные попытки модернизировать производство, приспособив его к существовавшим условиям рыночной экономики. Творческого порыва и оригинальных идей в России всегда хватало, жаль, что большую часть не удалось довести до линии сборки.