Доступный модельный ряд во времена СССР можно было по пальцам сосчитать, но при этом отечественные машины не отличались особыми изысками. Поэтому граждане вовсю дорабатывали одинаковые автомобили. И хоть сначала это было попыткой выделиться из серой массы, потом все же энтузиасты стали последователями единого «колхозного» стиля.
Невиданный зверь на фаркопе
Тягово-сцепным устройством, которое именуется фаркопом, оснащались все легковые автомобили советского производства. Этот элемент стал местом прописки детских игрушек. Привычку вешать сзади безделушки автомобилисты унаследовали от извозчиков, которые цепляли на гужевый транспорт ведерко с дегтем для смазки ступицы деревянного колеса.
Позже игрушки тоже ассоциировались с удачей. Еще они якобы не позволяли фаркопу ржаветь. Правда «пассажиры» быстро приобретали жуткий вид. Замусоленную кукольную голову с закатившимися глазами и спутанными волосами порой трудно было распознать.
Руль настоящего водилы
Рулевое колесо советских легковушек был достаточно тонким и поэтому об удобстве хвата приходилось беспокоиться самим автовладельцам.
Оплетку баранки, которую обзывали куриной косточкой, делали из разделанного на тонкие полоски полихлорвинилового шланга, а также обматывали изоляционной лентой, цветной проволокой или же шкурами пушных зверей. Впрочем, многие водители автобусов, маршруток и грузовиков по-прежнему верны этому виду искусства.
Розочка на ручку КПП
Если оплетка руля – полезное дополнение, то установка вычурного набалдашника на рычаг коробки передач – лишь элемент украшения. Умельцы из народа собственноручно изготавливали его из эпоксидных смол или прозрачного пластика.
Внутрь они обычно помещали искусственную розочку. А малыши на заднем сидении не могли оторвать от нее глаз, пытаясь понять, как же бутон оказался в стеклянном плену.
Бахрома для красоты и пыли
Советские автомобилисты ощущали себя недостаточно комфортно в аскетичном совковом салоне, пока не придумали привнести в него уют с помощью бахромы. Во время поездок по необъятной Родине она создавала домашнюю атмосферу. Даже когда бахрома успевала собрать немало пыли и изрядно надоесть, от нее не избавлялись, а использовали в качестве приюта для значков.
Внутрисалонный вентилятор
Советский климат-контроль – это прикрученный в салоне вентилятор. Простое решение борьбы с жарой можно встретить в машинах, где еще не предусмотрен кондиционер. Приспособление не только помогает охладиться, но и шустро гоняет по салону сигаретный пепел.
Массажные чехлы на кресла
Водителям приходилось думать и об удобстве посадки. В случае с затекшей спиной выручали накидки на сиденья, выполненные из деревянных роликов. Они были особенно модны в 80 годы прошлого века.
Пленка на лобовом стекле
Рачительные автолюбители с особым трепетом клеили на верхнюю часть лобового стекла цветные полосы. Сначала это был полупрозрачный пластик, а уже позже – пленка. Основной целью такого украшения была защита от солнечных лучей. Постепенно полоска стала рассматриваться в качестве красивого дополнения. Разнообразие вносили новомодные надписи типа «Lada», «Авторалли», «Champion», «Автоспорт» и т. п.
Отражатели на брызговиках
Считается, что сороки любят все блестящее. Но эти птицы вряд ли могут сравниться с владельцами «Волг», «Москвичей» и «Жигулей», которые превращали брызговики в пристанище катафотов. Отражателей прикручивалось довольно много и разных цветов (красный, белый, оранжевый), что уже не было обусловлено сугубо заботой о безопасности.
Спойлер-решетки заднего стекла
Уже на закате эпохи СССР заднее стекло самых «крутых тачек» было закрыто пластиковыми решетками-спойлерами. Они придавали автомобилю брутальности, но в то же время мешали водителю следить за ситуацией на дороге. Так, запросто могла оказаться без внимания машина позади (на трассе или парковке). Но из-за желания людей выделяться эти решетки пользовались хорошим спросом.
Цветные козырьки на фары
Желающие преобразить экстерьер занимались и фарами. Чтобы осветительные приборы выглядели оригинальнее и эффектнее, они оснащались цветными козырьками. На направление света они не влияли.
Распад Советского Союза способствовал наплыву долгожданного разнообразия, в том числе и на автомобильный рынок. Поэтому кустарные украшения утратили свою актуальность. Однако и сейчас есть немало любителей пресловутых аксессуаров, которые не намерены расставаться с этим добром.