Несмотря на масштабность автомобильной промышленности СССР, лишь небольшая прослойка могла позволить себе личного «железного коня». Причина банальна — нехватка финансов, ведь стоимость, например, «Москвича» составляла 5 000 р. — сумма, недостижимая для большей части населения Страны Советов.
Некоторые мирились с подобным положением дел. Но были и те, кто, обладая определёнными знаниями и энтузиазмом, во что бы то ни стало стремились заполучить личный автомобиль. Одним из ярчайших примеров советских самоделок стала «Панголина» — футуристическая модель, которая по необычности дизайна даст фору многим современным концепт-карам.
История создания
Автором крайне оригинальной по советским меркам модели выступил Александр Кулыгин — штатный электрик Дворца пионеров города Ухтын. Но малоизвестным рабочим он был лишь до 1980: именно тогда он прославился на весь Советский Союз как конструктор-любитель.
Оригинальную модель инженер-энтузиаст создал по технологии, что свойственна всем самоделкам:
- Кузов авто был изготовлен из лёгкого стеклопластика, а дизайном очень напоминал современные модели. Особенно сходство подчёркивал перёд «Панголины», имевший обтекаемые формы.
- Изюминка авто — часть крыши, открывающаяся вверх. Она приводилась в движение гидравлическим приводом.
- «Вишенкой» стали алюминиевые диски, внешним видом подчёркивающие футуристический дизайн автомобиля. Интересно, что конструктор-энтузиаст изготовил их самостоятельно, как и многие другие элементы «Панголины».
А вот технической составляющей необычная модель похвастаться была не в состоянии: силовой агрегат и многие элементы были позаимствованы у «Жигулей». Объяснялось это не только скудным выбором, но и существующим советским законодательством, запрещающим устанавливать на самодельную технику приемистые ДВС. Однако маломощный двигатель (всего 62 «лошадки») не помешал «Панголине» разгоняться до 180 км/ч. Спасибо нужно сказать продуманной, обтекаемой конструкции кузова и небольшой массе.
Успех «Панголины»
Первый «выход в свет» произвёл настоящий фурор. Это позволило инженеру-любителю колесить по разнообразным выставкам, фестивалям несколько лет.
А в конце восьмидесятых Кулыгин доработал «Панголину»: некоторые конструктивные особенности не позволяли автомобилю быть полноправным участником движения. Например, он установил традиционную оптику и привычные зеркала заднего вида, а ещё оформил и получил регистрационные номера. Это позволило автору стать участником автомобильных пробегов, соревнований, в том числе и заграничных.
«Панголина» в наши дни
С наступлением девяностых, когда на советский авторынок хлынул поток иномарок на любой вкус и кошелёк, популярность гаражных самоделок постепенно сошла на нет. Коснулось это и «Панголины»: перед развалом СССР автор продал своё творение и переехал в США.
Попав в руки нового владельца, машина изменила оригинальный внешний вид. Причиной стала авария, вынудившая хозяина не только убрать часть крыши «Панголины», но и перекрасить авто в красный цвет.
Сегодня полюбоваться на необычное творение советского конструктора-энтузиаста можно в музее на Рогожском валу.