Рулевая рейка входит в систему рулевого управления автомобиля, является ее силовым узлом, передающим усилие, обеспечивающее синхронный поворот колес в ту сторону, в которую водитель крутит рулевое колесо. Знание назначения рулевой рейки, а также принципа ее работы позволит владельцу автомобиля более безопасно передвигаться на нем, а также производить мелкий ремонт без необходимости визита на СТО.
Принцип работы
При вращении рулевого колеса усилие приходит на шестерню, передающую его рулевой рейке. Она может передвигаться влево и вправо, заставляя двигаться тяги рулевого привода, обеспечивающие поворот ступиц либо поворотных кулаков. На самих ступицах находятся колеса автомобиля, следовательно, поворот руля транспортного средства приводит к синхронному повороту передних колес транспортного средства.
Для повышения комфорта водителя часто реечная рулевая система оборудуется усилителем, который существенно снижает усилие при вращении водителем руля.
Сегодня используется три типа рулевых реек:
- Механические рулевые рейки. Это наиболее простой, классический вариант рулевого управления. В этом случае поворот колес обеспечивается исключительно физическими усилиями водителя. Иногда для повышения комфорта водителя на рулевой рейке устанавливается механизм, изменяющий передаточное число. В нем шаг зубьев изменяется от центра к краю. Впервые в отечественной истории автопрома такая система была использована для автомобиля ВАЗ-2110.
- Гидравлические рулевые рейки. Главным отличием от предыдущего механизма является гидроусилитель (ГУР), благодаря которому существенно снижается усилие, необходимое для поворота колес. Это обеспечивает не только меньшую усталость водителя за рулем, но и большую безопасность при передвижении. Рейки, усиленные гидроусилителем, были очень популярны еще до совсем недавнего времени, и до сих пор часто устанавливаются на отечественные автомобили, но производители иномарок все чаще заменяют их электромеханическими рулевыми рейками.
- Электромеханические рулевые рейки. В этом варианте в помощь водителю предоставляется электромотор, отвечающий за создание поворотного усилия. Электромотор либо встраивается в рулевую колонку, либо располагаться на рулевом валу, либо быть интегрированным в рулевую рейку. У рейки с электроусилителем руля самый высокий КПД, высокая экономичность и надежность.
Преимущества и недостатки реечных механизмов рулевого управления
Преимущества
- Простота и небольшие размеры узла.
- Отсутствие необходимости частого обслуживания.
- Отличная точность руления.
- Невысокая стоимость.
Недостатки
- Все неровности дорожного полотна водитель ощущает руками посредством биения рулевого колеса.
- Часто возникают люфты и стуки в рейке из-за небольших неисправностей.
- Такой механизм управления наиболее эффективен только для легких автомобилей с независимой подвеской управляемых колес.
Несмотря на то, что такой механизм управления очень надежен и долговечен, срок использования узла сильно зависит от качества сборки транспортного средства, условий эксплуатации, стиля руления, условий хранения. Если автомобиль долго подвержен влиянию повышенной влажности, механизм может покрыться коррозией. Из-за экстремальной езды по бездорожью рулевая рейка также может очень быстро износиться и прийти в негодность.
Сегодня реечное рулевое управление наиболее часто используется для установки в легковые автомобили, чему способствует минималистичность узла, малая себестоимость механизма, а также его небольшие размеры.