Предназначением подвески автомобиля является гашение либо смягчение колебаний кузова, вызванных наездом на неровности дорожного покрытия.
По сути, подвеска является промежуточным связующим звеном между кузовом и колесами.
Подвеска автомобиля состоит из:
- Упругих элементов – металлических (пружин, рессор, торсионов), а также неметаллических (пневматических, гидропневматических, резиновых) деталей, которые, благодаря своей упругости, принимают нагрузку от неровностей дорожного покрытия и распределяют ее по кузову ТС.
- Гасящих устройств (амортизаторов) – агрегатов с гидравлическим, гидропневматическим или пневматическим принципом работы, предназначенных для минимизации колебаний кузова, спровоцированных пружинящим элементом.
- Направляющих элементов – различных деталей в виде рычагов (поперечные, продольные), которые обеспечивают соединение подвески с кузовом и определяют перемещение колес и кузова относительно друг друга.
- Стабилизаторов поперечной устойчивости, — упругих металлических штанг, объединяющих подвеску и препятствующих увеличению крена автомобиля в маневре.
- Колесных опор – специальных поворотных кулаков (на передней оси), воспринимающих нагрузку, исходящую от колес, и распределяющую их по всей подвеске.
- Элементов крепления деталей, узлов и агрегатов подвески – средств соединения элементов подвески с кузовом и между собой: жестких болтовых соединений, композитных сайлентблоков, шаровых шарниров (либо шаровых опор).
Принцип работы
Работа подвески основана на преобразовании энергии удара в деформацию упругих элементов. Жесткость деформации компенсируется гасящими устройствами (амортизаторами). Сбалансированная работа подвески является залогом обеспечения плавного хода автомобиля независимо от качества покрытия.
Различные подвески
Все подвески делятся на несколько групп:
- зависимые,
- полузависимые,
- независимые.
Основным элементом зависимой подвески является жесткая неразрезная балка, являющаяся частью автомобильного моста. Колеса в поперечной плоскости перемещаются параллельно. Подвеска проста и эффективна, что является залогом высокой надежности и долговечности. Чаще всего используется в качестве заднего моста грузовиков и для бюджетных моделей легковых авто.
В независимой подвеске колеса оси перемещаются в поперечной плоскости независимо друг от друга, благодаря чему существенно повышаются амортизационные характеристики автомобиля и плавность хода. Эта подвеска очень популярна для организации как передней, так и задней подвески легковых автомобилей.
Полузависимая подвеска состоит из жесткой балки, неподвижно прикрепленной к кузову при помощи торсионов. Благодаря этому обеспечивает частичная независимость колес.
По конструкции гасящих устройств подвески бывают
- пневматическими,
- гидравлическими,
- гидропневматическими.
Также есть активные (адаптивные) подвески. Они подразумевают внедрение в схему электронных контроллеров, которые способны настраивать ее в соответствии с режимом передвижения и типом дорожного покрытия.
Основными параметрами подвески являются:
- степень демпфирования гасящего устройства (амортизаторного устройства);
- степень жесткости упругого элемента (например, пружины);
- степень жесткости стабилизатора поперечной устойчивости;
- длина направляющих элементов (рычагов).
Активная подвеска представляет собой электронно-механическую систему, существенного увеличивающую стоимость автомобиля.