Плюсы и минусы
Практика существования УБОПов в 90-е и начале 2000-х обнажила все плюсы и минусы существования этой "машины", а современные реалии помогут их конкретизировать. Итак плюсы...
Во-первых, к несомненным плюсам можно отнести методы, с помощью которых работали УБОПы в борьбе с преступностью. Ни для кого в мире не секрет, что реально бороться с криминалом можно только методами, которые применяет сама преступность. Нельзя играть в футбол по правилам шахмат и наоборот. УБОП позволял себе так "работать" с преступниками, что даже бывалые криминальные элементы если не боялись, то сильно уважали таких борцов. Естественно эти методы балансировали на грани разрешенного законом и очень часто переступали эту грань. Но государство и контролирующие органы "закрывали глаза" на это, потому что понимали - по-другому нельзя. УБОП был одной из структур, которая держала в напряжении всю Россию. В Саратове в то время больше, наверное, опасались только КОБРУ.
Во-вторых, УБОПы достигали высоких результатов в борьбе с организованной преступностью. Отчасти благодаря им криминальный мир к концу 90-х годов стал упорядоченным и относительно контролируемым. Сегодня крупные преступные группировки можно пересчитать по пальцам, при этом они все контролируемы со стороны ФСБ и МВД. Большинство бывших организованных бандитов легализовались и ведут бизнес, хотя иногда и используют в нем "старые" методы. УБОПы стали той гирькой на весах, которая помогла стабилизировать общество от разгула преступности 90-х годов.
В-третьих, это федеральная подчиненность. При этом условии можно успешно действовать на территории региона, не оглядываясь на некоторых жуликоватых милиционеров и прокуроров, покрывающих преступные элементы. Конечно, сотрудники УБОПа - это местные жители, что не может не связывать руки в "большой деревне", но независимость от приказов и прихотей местного начальства тоже многое значит. Возможность контролировать сверху местных "князьков" играет большую роль в создании порядка.
В-четвертых, компактная структура с большими полномочиями и техническими возможностями может решать поставленные задачи гораздо оперативней и точнее, нежели большая неповоротливая машина МВД со сверхсложной иерархией подчиненности, структурной перегруженностью и сложностью внутреннего взаимодействия.
А теперь перейдем к минусам, которые по своей глубине перевешивают плюсы, а иногда становятся их последствием...
Во-первых, большая власть и возможность играть по криминальным правилам позволяют использовать полномочия и методы работы в своих интересах. Основанием для роспуска УБОПов как раз и стало то, что многие сотрудники и руководители "заигрались", погрязли в коррупции и сами стали фактически преступной группировкой, которая "крышевала" бизнес, "решала вопросы", оказывала давление и т.п. Реальных противовесов и собственной службы по борьбе с такими проявлениями внутри УБОПов не существовало и в новых предложениях тоже отсутствуют. Все-таки, предоставляя полноценную государственную власть и возможность действовать не по правилам, необходимо задуматься над созданием механизма борьбы с "перегибами на местах" и "окрыленностью от успеха". Следовательно, вместе с возрождением УБОПов нужно создавать аналог "Белой Стрелы", т.е. сверхпрофессионалов и сверхчестных сотрудников, которые будут бороться с негативными проявлениями внутри УБОПов. Иными словами - каждой структуре нужно свое УСБ. А это лишние затраты и очень не малые.
Во-вторых, плотная и тесная работа государственной структуры с организованной преступностью не только накладывает "бандитский" отпечаток на всех сотрудников, но и потворствует слабым звеньям к переходу на сторону криминалитета. Борьба с преступностью - это охота, своеобразная игра на тему "Кто кого завербует и кто кого раньше достанет". Любой доктор, который контактирует каждый день с больными, рискует заразиться этой же болезнью, и чем плотнее контакт, тем выше опасность заражения. Как известно, "темная сторона силы" намного легче и притягательней. Она дает больше возможностей и предоставляет гораздо больше преимуществ, да и методов их использования у "темных" гораздо больше. Чтобы не соблазниться и устоять на "светлой стороне" нужна подготовка и крайне жесткий отбор в ряды. Старая система УБОПов погорела как раз на этом. Новой системы отбора никто не предложил, не ввел, не провел экспериментальные действия. Результатом существования УБОПов может опять стать новая сильная государственная преступная группировка, а в свете нынешней ситуации с коррупцией этот монстр может быть гораздо страшнее, чем тот, которого ликвидировали. Хорошо если этот паук сожрет остальных пауков в банке общества, а если он их объединит под свои знамена? Ситуация может серьезно выйти из-под контроля.
Третий существенный минус, который прямо вытекает из плюсов. Это слишком большие полномочия, размытость понятия "организованная преступность" и отсутствие единой направляющей силы.
Когда действуют целенаправленно два и более преступников - это уже организованная преступность. Причем совершенно неважно, какие именно преступления они совершают. Одновременно, действительно крупные организованные преступные группировки совершают такой ряд преступлений, которые предусмотрены практически всеми главами Уголовного кодекса. Торговля наркотиками, воровство, грабежи, разбои, убийства, финансовые махинации, уклонение от уплаты налогов, организация проституции, торговля оружием, дача взяток - вот малый список того, чем занимается преступная группировка. Случаи совершения преступлений одиночками и разово - редки и являются больше бытовыми. Следовательно, УБОП может заниматься всем и всеми. Нашел разбои и рэкет, а за ними вскрываются убийства и подкупы должностных лиц. Дальше копнул или в сторону - торговля наркотиками, контрабанда и т.д. и т.п. В результате, УБОП на излете своей прошлой карьеры и занимался всем, что бог на душу положит. В итоге, УБОП стал контролировать и "пасти" все сферы деятельности, в том числе и легальный бизнес, который в нашей стране всегда находится в одном шаге от нелегального. Такие у нас правила игры в капитализм.
Конкретизировать понятие "организованная преступность" никто не спешит, поставить четкие и конкретные задачи перед новым УБОПом, ограничив сферу их будущей деятельности, тоже пока никто не может. Следовательно, мы можем получить вездесущую гидру, которая приобретет власть над всеми нами.
Соединяя минусы и плюсы воедино, можно сказать - слишком страшны минусы, чтобы думать о плюсах.