admin
Administrator
Команда форума
- Регистрация
- 22.02.2004
- Сообщения
- 11 227
- Реакции
- 66
- Баллы
- 36
Вчера показывали.
Видео
Текст:
Видео
Текст:
Ремонт с летальным исходом. Печальная история российской коммуналки, которую, как теперь ясно, одними только миллиардными вливаниями не исправишь, на минувшей неделе усугубилась еще и трагедией. В Красноярске в результате ЧП при проведении кровельных работ погибла пожилая женщина.
От происходящего в системе ЖКХ и в самом деле волосы дыбом: раздолье для воровства и коррупции! Потребители возмущаются: откуда, и, главное, за что при таком-то качестве — такие деньги, где индивидуальный подход? Почему за окном плюс, а батареи шпарят, как при 40-градусном морозе?
Кризис глубинный: без грамотных управленцев, жесточайшего контроля, современных технологий, а также осознания и чиновниками, и гражданами личной ответственности с мертвой точки не сдвинемся.
Корреспондент НТВ Роман Соболь, изучая причины разрухи, обнаружил, что кое-где кое-что все-таки работает и даже позволяет снизить нагрузку на кошелек.
Сегодня Дмитрия Герасимова выписали домой, хотя впереди еще одна операция. 11 октября, вечером он вышел из офиса, а очнулся в больничной палате с проломленной головой.
Дмитрий Герасимов, генеральный директор управляющей компании г. Саратов: «Явно хотели убить, суть повреждений такая».
Корреспондент: «А почему напали?»
Дмитрий Герасимов: «В связи с профессиональной деятельностью».
Дмитрий — владелец компании, управляющей несколькими многоэтажками в Саратове. Не сомневается, что это — заказ конкурентов. На его территорию давно зарятся другие коммерсанты: при внешней нищете российского ЖКХ там проворачиваются серьезные деньги. В масштабах жилого квартала — миллионы, по городу — сотни миллионов, и сотни миллиардов — по всей стране.
Местная жительница: «Стоит затронуть стены, и они начинают сыпаться. Там — пустота».
Дом давно трещит по швам. Нужен капитальный ремонт. Пришли строители, посмотрели, стены не тронули, но… поменяли крышу. Вместо старой, добротной постелили новую, дырявую. Наверху затопило все квартиры.
Местная жительница: «На наш дом угрохали девять миллионов».
А реальные затраты — стоимость листового железа и услуги гастарбайтеров. Классическая схема освоения бюджетных средств. Ловкий чиновник плюс «дружественная» управляющая компания, плюс свой, «проверенный» подрядчик. Круговая порука. Посторонним вход воспрещен.
Никита Стрижак, адвокат: «Коммунальный рынок — рынок закрытый. Нет конкуренции, не из кого выбрать. Складывается устойчивое мнение, что нет смысла что-то менять, если все равно ничего не изменится: и этот жулик, и тот — жулик».
По управлением Романа Борисенко — 600 домов, оборот большой: квартплата жильцов, бюджетные средства, отпущенные на ремонт. И, по словам гендиректора, его тоже хотят «выдавить». Это делается просто: появляется поддельный протокол собрания жильцов, якобы они выбрали другую управляющую компанию.
Яков Выходец: «В частности, моя подпись там стояла. Но это была не моя подпись».
Потом от новых менеджеров приходят коммунальные платежки, но ведь и старая фирма осталась на месте и тоже присылает квитанции. Кому платить? Жилец идет в районную управу разбираться, чиновники ему говорят: платите новой компании. Кто-то верит, кто-то просто выбрасывает все счета. Настоящая компания разоряется, на свободное место приходят структуры, близкие администрации. Очередная финансовая «черная дыра».
Активисты одной из оппозиционных партий издали книгу. Тираж, правда, небольшой — 999 экземпляров. Название: «Книга позора. Саратовская область», том I: «Дороги». В соавторах — весь город. Достаточно было кинуть клич по Интернету, и граждане завалили издателей фотографиями коммунально-дорожной разрухи и прочей информацией. Хватит на несколько книг. Говорят, скоро выходит второй том.
Впрочем, подобные книги можно выпустить во многих городах страны. А в Саратове, кстати, у руля жилкомхоза недавно встала новая команда — разгребать завалы прошлого. Что касается коррумпированных чиновников и честных предпринимателей, здесь тоже не все однозначно.
Михаил Кузьмин, председатель комитета по ЖКХ г. Саратов: «У нас парадоксальная ситуация. Управляющей компанией может быть кто угодно. Для этого не надо ни лицензий, ни допусков. Приходи и управляй, чисто „по-пацански“. Так нельзя».
Управляющие компании, по мнению работников мэрии, — это банальные посредники, перепродающие жителям свет, тепло и воду. Их цель — прибыль. Есть и вовсе аферисты. Обещают гражданам минимальные тарифы, собирают деньги и исчезают. А никаких законных инструментов контроля у чиновников нет.
Вот и с монополистами — поставщиками тепла и света — ничего сделать не могут. А это бездонная пропасть, куда утекают коммунальные деньги. Формально тарифы устанавливаются государством, но есть лазейки — корректировки, которые жители получают от водоканала или теплосети.
Роман Борисенко, генеральный директор управляющей компании: «У некоторых людей корректировка за холодную воду доходила до 22 тысяч за год. По отоплению — еще выше».
Речь о потерях тепла или воды в дырявых коммуникациях — иногда они доходят до 70 %. Естественно, поставщики хотят свалить ущерб от собственной нерадивости на потребителей. И выставляют счет, невзирая на домовые счетчики и прочие приборы. Суммы большие, простые граждане их не потянут, в итоге, деньги выкачивают из бюджета.
Павел Большеданов, председатель комитета Саратовской областной думы по вопросам жилищной и коммунальной политики: «Аппетиты поставщиков-монополистов росли. И если в 2005-м сумма сверхнормативных потерь, в простонародье она называется корректировка, были в районе 50 миллионов рублей, а если говорить о прошлом отопительном сезоне, то эта сумма дошла уже до миллиарда рублей».
При этом местные теплосети получили за год три миллиарда чистой прибыли, то есть могли компенсировать потери. Одолеть монополистов власти смогли только в суде. Но это долгая история. Так что же, дать чиновникам больше полномочий, по сути, вернуться к советской системе ЖКХ? В городе Энгельсе, на левом берегу Волги, сделали нечто подобное, и, как ни странно, успешно.
Сергей Пизунов, председатель комитета ЖКХ Энгельсского муниципального района: «Чисто, есть электроэнергия, есть тепло, комфортно, качественно. Благоприятная среда обитания».
В Энгельсе местная власть сохранила авторитет среди поставщиков энергоресурсов. Если приказать нельзя, можно попросить так, чтобы не отказали. А еще городская дума наняла сити-менеджера — профессионального управленца, ведающего всей коммуналкой: тандем власти и современного менеджмента.
В прошлом году город признан самым благоустроенным среди малых городов России. Но при любой модели управления ЖКХ — коммерческой, когда домом заведует фирма-посредник, или административной, когда все решают в мэрии — рядовой житель зависит от честности коммерсанта, чиновника и поставщика услуг. Или законы нас защищают плохо, или же мы их просто не знаем?
Лидия Евсеева: «Жители — абсолютно незащищенная часть потребителей. Потому что у них нет прямых договоров. Им дают счета, в них только сумма, и проверить нельзя. А управляющим компаниям не выгодно, им этого не надо. Они с жителей возьмут столько, сколько выставят им энергетики».
Лидия Ивановна во Владимирской области — личность легендарная. Бывший инженер-проектировщик, она вооружилась таблицами, справочниками и доказала: местные тарифы за тепло и горячую воду завышены на половину. А если батареи отопления в городе будут хотя бы на один градус холоднее предписанной нормы, ТЭЦ за сезон получит 57 миллионов рублей чистой прибыли.
Теперь пенсионерка Евсеева в судах защищает интересы владимирских предприятий. Им — большая экономия, ей — хороший заработок. Наверное, Лидия Ивановна потеряет работу только когда по всей стране, в каждом доме появятся контролирующие устройства. В одном из домов, в Барнауле приборы следят за уличной температурой и мгновенно изменяют количество тепла в системе обогрева, да еще и солнечную энергию собирают.
Ольга Лапшина: «У меня есть уверенность, что я плачу за то, что потребляю».
В Екатеринбурге есть компьютерные системы управляющие целыми жилыми массивами. Экономия — в разы, новых технологий — множество. Но продвигаются они со скрипом. Энергосбережение и абсолютно ясные, понятные любому жильцу тарифы генералам от ЖКХ, видимо, не интересны.