ДВЕ БЕДЫ
Каждый банкир знает, что у заложенных автомобилей, выставляемых на реализацию, две беды: цены и оценщики. Как правило, такие сделки банки и заемщики предпочитали решать по взаимному согласию, то есть без обращений в суд. Причина банальна. «Когда дело решается в судебном порядке, оценку проводят оценщики при Службе судебных приставов, — объясняет начальник отдела судебных взысканий Пробизнесбанка Ирина Еремина. — При оценке автомобилей, например, они в обязательном порядке пользуются рекомендациями Минэкономики, вычисления по которым дают цену на 30-40% ниже рыночной». Разумеется, это не устраивает ни банк, ни заемщика. Другое дело, что и здесь без накладок не обходится. «Люди не всегда адекватно оценивают стоимость своего автомобиля, — говорит Еремина. — Когда годовалая машина, купленная за 400 000 руб., продается за 150 000 руб. по объективным причинам (не сезон, большой пробег), человек, конечно, возмущается». Это случай из ее практики: после рыночной оценки клиент оскорбился и решил действовать по суду. Оценщики оценили эту машину в 120 000 руб.
Поэтому «разумные люди» предпочитают договариваться с банком, а продавать машины не на торгах Росимущества, а у дилеров.
Банку обманывать таких клиентов или хотя бы проявлять равнодушие к низкой оценке не с руки. Заемщик обязан погасить кредит полностью, даже если вырученных от продажи средств не хватит. А с началом кризиса все чаще оказывается, что, кроме автомобиля, взять с него нечего. В этих случаях кредитору не помогут ни суды, ни приставы.
Это понимают и в Федеральной службе судебных приставов. Как сказано в отчете службы по итогам прошлого года, «эффективность принудительного взыскания долгов граждан перед кредитными организациями ниже, чем по исполнительным производствам других категорий». Коллекторы добавляют, что по ссудам на покупку автомобиля эффективность взыскания просрочки оказывается иногда даже ниже, чем по потребкредитам. «По автокредитам суммы больше, а большую сумму человеку всегда найти сложнее», — говорит коммерческий директор Финансового агентства по сбору платежей (ФАСП) Александр Морозов. К примеру, средний размер задолженности по потребкредитам — 20 000 руб., а по автокредитам он достигает 400 000 руб.
НА ПОТОК
В банке «Авангард» за прошлый год было около 20 реализаций из 15 000 автокредитов на обслуживании — капля в море. В этом году по всему рынку «капли» превращаются в непересыхающие «ручейки». Поэтому крупные банки решили ставить дело на поток.
В «ВТБ 24» объем автокредитов достигает 40 млрд руб., и просьбы от клиентов продать их машины, по словам Токарева, «уже поступают». Часть заемщиков хотела бы просто поменять кредитный автомобиль на более дешевый, чтобы снизить долговую нагрузку. Но обменом банку заниматься не к лицу. Поэтому там сразу решили создать «рыночную процедуру». Сейчас «ВТБ 24» договаривается о партнерстве с автосалонами. «Вся реализация пойдет через рынок, а банк станет только организатором. Мы будем рассматривать заявления клиентов и разъяснять им процесс», — говорит Алексей Токарев.
Такие же планы вынашивают и коллекторы. ФАСП сейчас, к примеру, реализует 15-20 машин в месяц. «Мы планируем создать конвейер по продаже залоговых автомобилей, — делится Морозов. — Ищем среди автосалонов нормальную комиссионную площадку, через которую могли бы работать с полученными у должников автомобилями».
Руководитель комиссионного отдела группы компаний Major (официальный дилер 24 автомобильных марок) Давид Павлов в курсе проблемы: с ним уже пообщалось «больше десятка» крупных и средних банков. «До кризиса таких реализаций вообще было мало — пара машин в месяц, и найти покупателя не было проблемой, зачастую они продавались внутри банка, сотрудникам, — говорит Павлов. — Сейчас же у них уже порядка 30-40 машин стоит на складе от тех клиентов, которые просто не могут платить». В таких условиях и банку, и клиенту нужен партнер, который поможет эти машины реализовывать. Или выкупит их самостоятельно.
Правда, создавать организованный рынок некоторые банки пока считают излишним. Они идут на договоренности с клиентами: выдают ПТС, чтобы те могли продать машину самостоятельно. Но для банка отдавать должнику техпаспорт рискованно, а клиенту искать покупателя — неудобно. «У него задолженность растет, каждый день начисляются пени. Для должника приоритетная задача — продать машину и погасить кредит максимально быстро, что могут обеспечить только профессионалы», — убежден в необходимости дилеров Давид Павлов. «Мы бы с удовольствием распродавали такие машины», — вторит руководитель направления «Автомобили с пробегом» технического центра «Кунцево» Алексей Максимов. К ним, правда, банки пока не обращались.
Интерес дилеров понятен: банки обеспечат стабильные поставки. Работать же дилеры готовы за «приемлемую» комиссию — 5-10% от рыночной стоимости автомобиля. «Это разумная плата за то, что заемщик быстро получит деньги и погасит свою задолженность», — уверен Павлов.
БЕЗ СКИДОК
Несмотря на намечающийся ажиотаж, надеяться на распродажные цены российским автолюбителям не стоит. «Никакого давления банковские машины на вторичный рынок оказывать не будут, — гарантирует Павлов из Major. — Cейчас многие надеются, чуть ли не очередь занимают в ожидании распродаж. Могу точно сказать: никакого демпинга не будет!» Сама Major, которая успела застолбить себе место на новом рынке, будет предлагать за такие автомобили «максимально возможные цены». И не потому, что дилерам интереснее продавать подороже, а для того, «чтобы не наживаться на проблемах заемщиков». «Реализация такой машины идет с согласия клиента, а никто продавать дешево не захочет, — говорит автодилер. — Стоимость будет оптимальной для банка, клиента и салона».
У Целикова из «Автостата» другие причины не верить в снижение цен. По его словам, несмотря на рост просрочек, продаваемых машин будет слишком мало, чтобы оказать серьезное влияние на вторичный рынок. «Количество кредитных автомобилей, по которым идут выплаты на различных сроках до окончания займа, я оцениваю на уровне 2,5-2,8 млн, — объясняет Целиков. — Думаю, что проблемных из них не более 5-8%, то есть 120 000-180 000 машин». До изъятия и реализации же дойдет несколько тысяч. Учитывая, что вторичный рынок в России оценивается в 5-6 млн машин в год, доля продаж кредитных машин не превысит 0,5% рынка.
Впрочем, есть причина, по которой банковские иномарки все равно будут дешевле. Правительство с 12 января повысило ввозные пошлины на подержанные машины, что уже заметно подняло их цену. Поэтому россиянам завезенные после этой даты машины покупать невыгодно. А иномарки банковских должников, пополняя парк, будут влиять на цену самым приятным для потребителей образом. Не демпинг, но хоть какая-то компенсация за кризис.
Наталия Биянова
4 (142) 09 февраля 2009
http://www.smoney.ru/article.shtml?2009/02/09/9080