Большинство транспортных средств в России попадают под действие государственного налога. Его ежегодная плата не радует автовладельцев, а многие из них не понимают каким-образом определяется сумма побора. Но несмотря на попытки граждан воспротивиться налогу, отменять его никто не собирается, а вот формула его подсчета довольно часто изменяется. Так, только в 2020 году налог претерпел около 5 изменений, одним из которых стала возможность самостоятельного расчета итоговой суммы.
Понятие и размер транспортного налога в России
Налогом на транспортные средства называется вид обязательных платежей, которые взымаются с автовладельцев, чье движимое имущество было зарегистрировано согласно законодательству. Взнос уплачивается ежегодно за то количество месяцев, во время которых авто находилось в личной собственности. Транспортные выплаты регулируются Главой 28 НК РФ.
Форма ежегодноой выплаты была введена с целью компенсации за разбитые дороги и загрязненный воздух. Именно на ремонт дорожного полотна и поддержание экологии должны идти средства, полученные с уплаты налога на транспорт.
При этом налогом облагается не только наземный, но и водный, а также воздушный транспорт.
В общий перечень транспорта, за который придется ежегодно платить государству входят:
- легковые автомобили, кроме переоборудованных под собственника-инвалида или полученных через органы социальной защиты населения (до 100 л.с.);
- снегоходы;
- мотоциклы;
- автобусы;
- транспорт на гусеничном ходу;
- яхты;
- катера;
- парусные лодки;
- вертолеты.
Так налогом облагаются практически все виды зарегистрированного, согласно законодательству РФ, транспорта, даже буксируемые суда. А вот платить за угнанное ТС или автомобили спецслужб не нужно. От уплаты также освобождены владельцы сельскохозяйственного транспорта.
Изменения в расчете налога на лошадиные силы в 2020 году
Несмотря на то, что транспортный налог указан в федеральном законодательстве, он продолжает являться региональным. По этой причине его размер зависит от базовой ставки, прописанной в законах конкретного субъекта РФ.
Налоговый кодекс страны, в свою очередь, определяет порядок определения базы и объектов налогообложения, а также максимальные пределы ставок, согласно порядку исчисления налога.
Это говорит о том, что несмотря на существования базовых значений, каждый регион вправе увеличить или уменьшить их, определив свой размер налога на каждый транспорт. При этом их действия ограничены: размер платежа не может быть изменен в более, чем 10 раз.
В 2020 году, как и ранее, налоговой базой считается мощность авто, а за единицу измерения берут лошадиные силы. Изменения в законе не затронули данный аспект, несмотря на возмущения автовладельцев, полагающих, что вес ТС должен играть главную роль в расчете побора.
Для самостоятельно подсчета суммы платежа необходимо базу умножить на региональную ставку. Это говорит о том, что платить за более мощный транспорт придется больше. При чем это правило распространяется даже на одинаковые авто с разной комплектацией.
Чтобы узнать точный размер обязательного платежа, следует ознакомиться с региональным законодательством, которое содержит размер тарифа налога на ТС. В ситуациях, когда субъект РФ не установил свою налоговую ставку автовладелец должен руководствоваться ст. 361 НК РФ. В ней прописан базовый размер ставки в зависимости от количества лошадиных сил.
С более точными цифрами можно ознакомиться в таблице:
Ставки транспортного налога в регионах России
Налоговая ставка, которую необходимо учитывать при подсчете суммы побора, напрямую зависит от региона регистрации. Одни субъекты РФ относятся более лояльно к автовладельцам, другие, наоборот, максимально поднимают размер платежа.
Однако несмотря на аппетиты регионального правительства, сумма не может вырасти более, чем в 10 раз от ставки, прописанной в Налоговом кодексе РФ. Аналогичное правило распространяется и в сторону уменьшения побора.
Москва и Подмосковье
Столица не может похвастаться низкими налогами. На отдельные виды автомобилей, мощность которых превышает 250 л.с., москвичам приходиться платить в 10 раз больше той суммы, что прописана в НК РФ. То есть размер платы за 1 л.с. составляет 150 рублей, вместо установленных 15.
Если мощность двигателя не превышает 100 лошадок, то размер налога составляет 12 рублей. При этом жителям Подмосковья за аналогичные виды транспорта придется заплатить по 150 и 10 рублей за 1 л.с., соответственно.
Сравнить стоимость 1 лошадки под капотом для жителей столицы и области можно в таблице:
Мощность, л.с. | Москва, рублей | Подмосковье, рублей |
100-150 | 35 | 34 |
150-200 | 50 | 49 |
200-250 | 75 | 75 |
Как можно увидеть, жители столицы и Подмосковья вынуждены платить примерно одинаковый налог на легковые автомобили, особенно это касается более мощного транспорта.
Санкт-Петербург
В Северной столице налоговые ставки довольно высокие, на некоторые виды транспорта даже выше московских. Так за 1 л.с. в авто минимальной мощности в Санкт-Петербурге платят 24 рубля. Транспорт мощностью 100-150 л.с. обходится в 35 рублей за одну единицу. Остальные расценки налоговой базы полностью соответствуют московским.
Тюмень
Жителям Тюменской области повезло больше, их расценки гораздо лояльнее столичных, но по-прежнему далеки от базовых. Для автомобилей, вмещающих до 100 лошадок, размер ставки составляет 10 рублей. Для транспорта второго и третьего класса мощности, стоимость 1 л.с. равна 30 и 34 руб., соответственно.
Владельцы ТС с мощностью 200-250 л.с. при расчете налога должны брать 40 рублей за одну единицу. А вот 60 рублей за 1 лошадку вынуждены платить собственники транспорта на 250 л.с.
Челябинская область
Жители Челябинска и области при подсчете налога, также должны опираться на региональные значения. Данный субъект РФ установил свою ставку, с которой можно ознакомиться ниже:
Мощность, л.с. | Рублей за 1 единицу |
До 100 | 7,7 |
101-150 | 20 |
151-200 | 50 |
201-250 | 75 |
От 251 | 150 |
Собственники мощных авто в большинстве случаев выплачивают поборы в 10 раз больше суммы, прописанной в Федеральном законе.
Тульская область
Автовладельцы, проживающие в Тульской области, могут использовать большую часть ставок, актуальных для жителей Челябинска, за исключением 2 видов авто. Для тех, чья мощность не превышает 100 л.с. сумма платежа за одну единицу составляет 10 рублей. Для второй группы легковых автомобилей базовый размер побора составляет 25 рублей.
Кемеровская область
В Кемерово одна из самых низких базовых ставок. За 1 л.с. жители области платят 8, 14, 45, 68, 135 рублей, в зависимости от мощности автомобиля. Чем больше лошадок под капотом, тем больше придется заплатить налог.
Таблица с повышающими коэффициентами на 2020 год
Повышающий коэффициент, или так называемый «налог на роскошь» был введен в 2014 году, и касается исключительно собственников дорогих автомобилей.
То есть при расчете итоговой суммы его учитывают исключительно владельцы авто, стоимость которых больше 3 млн рублей. Перечень ТС, попадающих под увеличенный налог, можно увидеть на сайте Минпромторга.
Список регулярно обновляется, поскольку количества дорогих машин на российских дорогах стремительно растет.
Размер повышающего коэффициента зависит от стоимости авто и года его выпуска. Опираясь на данные характеристики, владелец машины может самостоятельно определить свой налог «на роскошь», используя цифры из таблицы:
Стоимость, млн рублей | Количество лет в эксплуатации (отсчет с года выпуска) | Коэффициент |
3-5 | До 3 | 1,1 |
5-10 | 3-5 | 2 |
10-15 | 5-10 | 3 |
15+ | 10-20 | 3 |
При подсчете возраста авто необходимо учитывать, как год его выпуска, так и период, за который уплачивается налог.
Важно! Повышающий коэффициент применяется исключительно при соблюдении всех условий. Отсутствие авто на сайте Минпромторга или превышение лет его эксплуатации, позволяет избежать увеличенного платежа, несмотря стоимость машины.
Сроки уплаты для физических и юридических лиц
Налог на авто – это регулярный платеж, который следует вносить ежегодно. При этом сумма побора вносится за прошлый год, и в расчет берутся только те месяцы, когда авто находилось в личной собственности плательщика.
Крайним днем уплаты налога для физических лиц является 1 декабря. При этом срок внесения платежа может быть перенес, если он выпадает на выходной день.
Следует понимать, что платить придется даже за тот транспорт, который по каким-либо причинам не использовался по назначению, но при этом находился в собственности. Исключением из правил являются лишь машины, которые числятся в угоне.
Для юридических лиц сроки уплаты немного другие, и всегда зависят от порядка, установленного в том регионе РФ, в котором зарегистрирован автомобиль. Сроки уплаты авансовых платежей также зависят от регионального законодательства.
Важно! Срок оплаты не может быть установлен ранее, чем на февраль месяц года, который следует за предыдущем налоговым периодом.
Транспортный налог – обязательный платеж для всех собственников ТС. Его уплата контролируется государством, а самая минимальная просрочка грозит штрафом.