Рано или поздно каждый автовладелец сталкивается с необходимостью замены аккумулятора. И, вроде бы, в этом нет ничего сложного — покупай новый и ставь на место старого. Но, придя в магазин, автолюбитель сталкивается с проблемой: какую АКБ выбрать? Ассортимент пестрит разнообразными моделями, отличающимися не только фирмой-производителем и ценой, но и устройством.
Сегодня на рынке представлено три разновидности батареи: кислотная, гелевая, AMG. Несмотря на то что принцип работы источников питания одинаковый, между ними есть некоторые отличия. Эти черты наделяют батареи особыми свойствами, достоинствами и недостатками, на которые необходимо обращать внимание при выборе подходящей модели.

@youla.ru
Свинцово-кислотные АКБ с жидким электролитом
Эта самая широко распространённая разновидность автомобильных АКБ. Её конструкция и принцип функционирования почти не подверглись изменениям с момента изобретения.
Особенности устройства и принцип работы
В корпус заключено шесть банок, которые отделены друг от друга. В каждый из промежутков помещены свинцовые полоски, залитые электролитом. Пластины отличаются полярностью — положительный катод и отрицательный анод.
Помимо свинца, они могут содержать другие элементы, например кремний или сурьму. Между пластинами располагаются сепараторы — разделительные прокладки с пористой структурой. Они предназначены для защиты устройства от короткого замыкания (КЗ). Каждый отсек выдаёт напряжение около 2 В. Получается, что суммарная мощность всех банок составляет 12 В.
Справка. Электролит (католит) — смесь соляной или серной кислоты и дистиллированной воды, в соотношении 35%:65%.
Внутри банок протекает постоянная химическая реакция между PbO2, из которого состоят пластинки, и HCl или H2SO4. Расходуемая кислота при этом испаряется, а плотность раствора снижается — происходит разряд батареи. Чтобы запустить обратный процесс, аккумулятор подключают к внешнему зарядному устройству или генератору.

@akbcity.ru
Преимущества и недостатки
Большая популярность свинцово-кислотных аккумуляторов объясняется рядом положительных характеристик:
- простая, надёжная конструкция;
- при надлежащем уходе работают до пяти лет;
- выдают стабильное стартерное напряжение при запуске силового агрегата;
- можно заряжать током высокого напряжения;
- главное достоинство — доступная стоимость.
Не обошлось и без недостатков:
- Главный минус — обслуживание и применение. Конструкция содержит католит в жидком состоянии, потому всегда есть риск его подтекания. HCl — крайне опасное соединение, которое может нанести ущерб не только автомобилю, но и здоровью владельца транспортного средства. Кроме того, в процессе химической реакции вырабатывается едкий газ.
- Необходимость всё время наблюдать за значением мощности и плотностью электролита.
- Неправильная зарядка может привести к закипанию католита.
- Дистиллированная вода часто выкипает, потому её требуется регулярно доливать. Причём обычная вода из-под крана не подойдёт.
- Нельзя, чтобы уровень мощности упал ниже половины от номинального значения. Если заряд упадёт до нуля, источник питания гарантированно «умрёт» — в этом случае происходит полная десульфация полосок.
- Устанавливать и хранить источник энергии требуется строго в вертикальном положении. Иначе пластины будут замыкать, а раствор кислоты вытечет.
- В холодное время года девайс следует обязательно демонтировать, чтобы католит не замёрз.
Справка. Первый свинцово-кислотный автомобильный аккумулятор появился в 1859 году.
Особенности гелевых АКБ
Принцип работы гелевых разновидностей аналогичен свинцовому варианту. Разница заключается в том, что используемый для химической реакции раствор находится не в жидком, а гелеообразном состоянии. Такая структура достигается за счёт добавления смеси силикатного геля и кремния, который помогает удерживать кислотный раствор внутри ёмкостей. Также он играет роль сепаратора: разделяет полярно заряженные пластинки.
Справка. Пластины в гелевых АКБ изготовлены из чистого свинца без примесей других металлов.
Пластины и гель располагаются плотно друг к другу, благодаря чему достигается низкие значения сопротивления, короткое время зарядки, высокая исходящая мощность.

@drive2.com
Преимущества и недостатки
Плюсов у гелевых моделей больше, чем минусов:
- Поскольку внутри располагается раствор в гелеобразном состоянии, использовать девайс можно в любом положении. Из корпуса ничего не вытечет, даже если целостность будет повреждена, в отличие от свинцовых моделей.
- При правильной эксплуатации способен прослужить до 14 лет, поскольку в подобных типах процесс сульфации протекает медленно, полоски не разрушаются.
- Без подзарядки можно хранить в течение трёх лет — за год источник питания потеряет лишь 15% мощности.
- Способен выдерживать до 400 разрядов до нуля, причём при подключении к ЗУ он быстро восстановится.
- Благодаря невысокому уровню сопротивления, девайс способен выдавать стартерные токи.
- Отличается высокой эффективностью.
Минусы:
- Чувствительны к неправильному заряду и короткому замыканию. Потому производители указывают предельно допустимые значения напряжения — не более 10% от стандартной ёмкости. Даже небольшой скачок может привести девайс в негодность. Чтобы этого не допустить, для зарядки следует использовать ЗУ, предназначенные специально для гелевых АКБ.
- При низких температурах может загустеть и потерять в мощности. Хотя гелевые разновидности более устойчивы к морозу, чем кислотные.
- Главный недостаток — высокая стоимость.
Справка. Поскольку доливать дистиллированную воду не требуется, гелевые разновидности относятся к классу необслуживаемых АКБ.

@vopros-avto.ru
Особенности AGM аккумуляторов
Принцип работы не отличается от прочих разновидностей. Главное отличие кроется в конструкции изделия и структуре электролита. Здесь между полосками из свинца располагается стекловолокно, пропитанное раствором соляной кислоты.
Справка. AMG (Absorbed Glass Mat) переводится как абсорбированное стекловолокно.
Расстояние между полосками здесь минимальное, и весь промежуток занимают волокна, пропитанные раствором кислоты. Благодаря конструкции создаётся невысокое сопротивление, ускоряющее время зарядки и обеспечивающее высокую мощность при отдаче.
Процесс сульфации протекает медленно, потому пластины не разрушаются. Поскольку католит содержится в волокне, вещество не вытекает из корпуса. Газы, образующиеся в результате химической реакции, удаляются через специальные клапаны.

@vvm-auto.ru
Преимущества и недостатки
Модель обладает обширным списком достоинств:
- можно использовать и хранить в любом положении;
- нет необходимости регулярно проверять уровень мощности и состояние пластин;
- способно храниться без подзарядки до 3 лет — в течение года теряет около 15%;
- отдают высокое стартерное напряжение — до 1000 А, что в несколько раз превосходит аналогичные значения у прочих разновидностей;
- не боится полной разрядки — выдерживает 200 разрядов до нуля, 500 — до 50%, 1000 — до 30%;
- отлично функционирует при низких температурах — даже при сильном минусе не теряет первоначальных свойств.
Минусы:
- Чувствителен к нарушению полярности, короткому замыканию. Даже минимальный скачок может вывести батарею из строя.
- Отличается внушительным габаритами и высокой стоимостью.

@vvm-auto.ru
Выводы: какой аккумулятор лучше
Даже при внушительном количестве достоинств и отличных характеристиках, гелевые и AMG батареи не способны сместить с пьедестала свинцово-кислотных «собратьев». Последние имеют приятную стоимость и полностью справляются с возложенными задачами. Заряда 400 А, выдаваемого аккумулятором, вполне достаточно, чтобы запустить двигатель даже в сильные морозы.
AMG и гелевые модели востребованы в том случае, когда автомобиль напичкан разнообразной электроникой. Именно поэтому современные разновидности чаще применяются в качестве накопителя напряжения, получаемого ветровыми станциями, солнечными батареями или в качестве источника в различных переносных гаджетах.