Технический прогресс сделал современные транспортные средства настолько «умными», что некоторые манипуляции они способны осуществлять самостоятельно. Автоматическое выключение наружных осветительных приборов, автопилот, параллельная парковка — это лишь малая толика того, что могут делать машины без вмешательства со стороны человека. Это очень удобно, ведь водитель может не отвлекаться от управления автомобилем, а значит, вождение будет более безопасным.
Добрался прогресс и до системы климат-контроля. Теперь он также функционирует в автономном режиме. Владельцу транспортного средства остаётся лишь настроить в меню комфортную температуру — всё остальное система сделает самостоятельно.
Однако если летом использование этой полезной функции не вызывает вопросов, то с наступлением холодов владельцы транспортного средства часто интересуются: можно ли включать климатическую установку? Чтобы получить ответ, необходимо изучить устройство системы и узнать об особенностях эксплуатации.
Устройство и принцип работы климат-контроля в машине зимой
Первым делом стоит изучить техническую сторону вопроса. Для этого нужно заглянуть внутрь конструкции, чтобы увидеть, из чего она состоит. Конечно, в зависимости от конкретной модели могут быть небольшие особенности, но большинство устройств выглядят так:
- Кондиционер. Служит для снижения температуры и уменьшения уровня влажности внутри салона.
- Контроллер. Изучает данные, поступающие с различных датчиков. После чего принимает решение на включение или отключение устройствам-исполнителям.
- Печка. Гоняет жидкость из салона в двигатель, где последняя нагревается, и обратно.
- Вентилятор. Перемешивает воздух в салоне транспортного средства.
- Система дефлекторов. Служат для распределения и направления тёплого воздуха в требуемое положение.
- Шторки дефлекторов. Открываются с помощью сервоприводов.
- Датчики. Измеряют температуру сразу в нескольких областях салона.
- Датчик влажности. Определяет уровень влаги внутри транспортного средства. В старых автомобилях отсутствует.
Сама система работает так:
- Владелец транспортного средства выбирает необходимый температурный режим внутри салона. Например, 24°С.
- Климатическому приспособлению задаётся автоматический режим функционирования.
- Контроллер изучает информацию, поступающую с установленных измерителей, и сравнивает с заданным значением.
- Если температура выше, система запускает кондиционер. При минусовых температурах это практически невозможно.
- Если температура ниже, контроллер открывает шторки дефлекторов, в радиатор начинает поступать тосол или антифриз.
- Далее контроллер высчитывает разницу между реальной и заданной температурой. Основываясь на полученных значениях, он выставляет необходимую скорость вентиляторов.
- Если ситуация этого требует, система дополнительно запускает функция «Рециркуляция».
- Когда температура достигает выставленного значения, контроллер понижает скорость обдува вентилятора и устанавливает поддерживающий режим.
Особенности эксплуатации климат-контроля зимой: советы
Пользоваться системой, когда температура «за бортом» принимает отрицательные значения, можно так же, как и в течение остального времени года — без ограничений. Ненужное в холода включение кондиционера для снижения температуры внутри автомобиля будет невозможным: «умная» система не позволит этого сделать. Включение же обогрева никоим образом не сказывается на функционировании устройства, так как главное предназначение отопителя — работать, когда температура «за бортом» принимает отрицательное значение.
Но чтобы уменьшить нагрузку на конструкцию и продлить срок её «жизни», нужно воспользоваться несколькими рекомендациями:
- Перед наступлением холодов следует обязательно заменить старый салонный фильтр, особенно если стёкла начинают запотевать изнутри. Новый фильтр сделает вентиляцию внутри салона более продуктивной, а также позволит реже использовать отопитель с целью избавления от образовавшегося конденсата.
- При долгом стоянии на морозе стёкла автомобиля обычно покрываются коркой льда. Прежде чем начать движение, их нужно освободить от наледи. Поскольку не все системы поддерживают автоматическую очистку стёкол, делать это придётся в ручном режиме. Скорость вращения лопастей вентилятора также нужно устанавливать самостоятельно. Когда неприятность будет побеждена, можно вернуться к автоматическому режиму.
- Следует запастись антизапотевателями. Недорогие и простые в применении спреи помогают избавиться от систематического образования конденсата, особенно в областях с повышенной влажностью.
- Многие водители, зная, что температура в салоне будет выше, нежели на улице, пренебрегают тёплой обувью. Но непредвиденные ситуации, могут заставить побегать вокруг автомобиля, например выпавший снег. После откапывания транспортного средства водитель получает своеобразный бонус — замёрзшие конечности. В этом случае самым верным решением будет сменить автоматический режим на ручной и направить струю горячего воздуха на ступни.
- Зима — это не только Новый год, мандарины и катание на лыжах, но и затяжные пробки, вызываемые гололёдом и обильным снегопадом. Провести в них можно достаточно много времени, в течение которого двигатель будет заведён. Чтобы пары выхлопных газов не попадали внутрь салона, следует установить опцию «Рециркуляция».
Справка. Лишь небольшое количество современных моделей оснащены продвинутыми системами климат-контроля, которые самостоятельно анализируют количество углекислого газа в салоне и в случае необходимости включают режим «Рециркуляция».
Как работает функция влажности
Многие знают, что во время работы кондиционер делает воздух более сухим. А о том, что климатическая установка помогает бороться с этим, осведомлены немногие. Для этого конструкция оснащена специальными датчиками, измеряющими влажность внутри салона. Данные, получаемые приборами, отправляются на контроллер, который их анализирует.
При достаточно низких температурах снижение уровня влажности обычно не требуется. Ситуация меняется, когда столбик термометра устремляется к нулю, а вместо солнечной погоды начинаются обильные снегопады. В этом случае внутри автомобиля начинает образовываться конденсат. Тогда и активируется работа функции влажности. Выглядит это следующим образом:
- приборы передают контроллеру информацию о том, что требуется уменьшить уровень влажности;
- последний одновременно запускает печку и кондиционер;
- влажный воздух проходит сквозь испаритель, установленный в кондиционер, после чего частички влаги оседают на находящихся внутри устройства сотах;
- затем воздух поступает в печку, где ещё дополнительно высушивается.
Немного о замене фильтра
Прежде чем запускать климатическую установку, следует внимательно изучить инструкцию, прилагаемую к автомобилю. Обычно производитель подробно описывает процесс замены салонного фильтра. Эта деталь играет важную роль в корректной работе конструкции. Если он загрязнён, забился пылью, климат-контроль не сможет нормально функционировать — на стёклах начнёт оседать конденсат, салон будет плохо и долго прогреваться. Потому необходимо регулярно менять старый фильтр на новый. Производители советуют воспользоваться одним из трёх вариантов:
- Бумажный. Это самый недорогой и простой способ очистить воздух.
- Угольный. Стоит дороже, но и справляется с возложенной задачей лучше, чем изделие из бумаги.
- Антибактериальный. Не только чистит воздух, но и препятствует образованию и размножению болезнетворных микроорганизмов.
Справка. Менять фильтр необходимо не менее двух раз в год. При езде по просёлочным дорогам проводить манипуляции нужно чаще.
Использовать климатическую установку в холодное время года не только можно, но и нужно. Салон нагревается до нужной температуры в кратчайшие сроки, стёкла оттаивают, уровень влажности снижается. Всё это делает вождение более безопасным.
5. Если температура ниже, контроллер открывает шторки дефлекторов, в радиатор начинает поступать тосол или антифриз…
Пожалуйста, ИЗУЧИТЕ систему внимательнее! Вам это что, «жигули» 1 модель, с краником перекрывания ОЖ в радиатор «печки»?
В современных системах обогрева ОЖ от двигателя поступает в радиатор «отопителя» салона ПОСТОЯННО!