Поскольку перекрестки обоснованно считаются наиболее тяжелыми участками пути, обгон на пересечении дорог является серьезным нарушением, за которое предусмотрены штрафные санкции и другие виды ответственности в случае, если маневр повлечет за собой тяжелые последствия. Однако ситуации бывают разными и даже в пределах перекрестка можно совершить безопасное перестроение без каких-либо рисков по административной и уж тем более по уголовной ответственности, изучив особенности проезда таких участков.
Перестроение или обгон – вот в чем вопрос
И прежде всего необходимо научиться различать такие важные понятия, как опережение и обгон, ведь если последний категорически запрещен на любых пересечениях за исключением нерегулируемых перекрестков, где действуют свои правила, то первый маневр вообще не считается нарушением.
Для теоретического закрепления этого материала важно запомнить, что:
- Под опережением подразумевается выезд на соседнюю полосу без изменения направления движения. При этом на дороге может отсутствовать разметка, обозначающая количество полос для каждого направления, главное, чтобы ширина полотна позволяла свободно разместиться двум автомобилям.
- Под обгоном же понимают опережение одного транспортного средства другим, которое выполняется с выездом на встречную полосу движения. И вот этот маневр на перекрестках делать нельзя, поскольку в этом случае риски столкновения с другим транспортным средством возрастают в разы.
Вот представьте себе ситуацию – остановился водитель на красный, но увидев рядом зеленую стрелку, разрешающую поворот направо на запрещающий сигнал и удостоверившись в том, что слева по главной нет других автомобилей, он решил продолжить движение. А тут вдруг едущий справа на свой зеленый автомобиль решил пойти на обгон следующего впереди автомобиля. Теоретически будут неправы оба, но легче от этого не станет никому.
А ведь это только один возможный случай из многочисленных комбинаций. Исключением, пожалуй, можно считать ситуацию на нерегулируемых перекрестках, где ориентироваться приходится не на дорожную оптику, а на знаки приоритета.
И в этом случае водители, следующие по главной, могут выполнять не только опережение, но и обгон, что обязательно должны учитывать автомобилисты, которые собираются выезжать под указатель «Уступи дорогу». В свою очередь они не имеют права совершать обгон, даже если на пересечении нет других транспортных средств.
Как безопасно выполнить перестроение на перекрестке
Подводя итоги, следует уяснить для себя, что пересечения, на которых для одного направления предусматриваются две и более полосы, разрешают опережение одних транспортных средств другими, что будет считаться обычным перестроением, но никак не обгоном.
Исключение – ДТП или любое другое препятствие, провоцирующее затор. Правда, в таких ситуациях встречный разъезд с вынужденным перестроением на встречную полосу движения должен регулировать инспектор ГИБДД, а не случайные пешеходы, очевидцы или сами водители, что чаще всего и случается на практике.
Что касается безопасного перестроения, то для описания этого алгоритма стоит привести один простой, но очень распространенный пример:
- Так, представьте себе ситуацию, когда два автомобиля следуют в одном (левом) ряду дороги, для каждого направления которой предусмотрено несколько полос, и вдруг впереди идущий при подъезде к перекрестку вспоминает, что ему нужно налево.
- Естественно, он включит соответствующий поворот, а следующему за ним автомобилисту не останется ничего, кроме как ждать или же быстро перестроиться в правый ряд, чтобы продолжить движение прямо.
- А для того чтобы сделать это ему придется включить правый поворот, убедиться с помощью бокового и/или заднего зеркала в том, что его маневр никому не помешает или пропустить следующие по этому ряду машины, и выполнить безопасное перестроение (п 8.4 ПДД).
Обгон же в неположенном месте, согласно п. 11.4 ПДД, чреват не только различными рисками, но и штрафом в размере 5 тыс. руб., к которому, к слову, могут добавиться другие взыскания, а также административная и уголовная ответственность, регулируемые ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ.