С ростом населения в больших городах увеличивается и плотность пассажиров в общественном транспорте, что далеко не самым лучшим образом сказывается на их безопасности. Да что там говорить, происходит всякое: от откровенного хамства и оскорблений до воровства и драк. Возможным остается и получение травмы в ходе ДТП, причем различной степени тяжести. Сегодня мало кто знает, что такие случаи являются страховыми, и пострадавший вправе рассчитывать на компенсацию за полученный ущерб.
Закон о страховании в общественном транспорте
Результатом незнания законов м своих прав становится лечение и последующее за ним восстановление за счет пострадавших участников ДТП, а не за счет страховых компаний, как это положено законодательством. И речь идет о Федеральном Законе №67-ФЗ от 14 июня 2012 года, в котором во всех подробностях прописывается гражданская ответственность автоперевозчика за причиненный ущерб жизни и здоровью пассажиров.
В этой же законодательно-правовой норме приводятся и различные разъяснительные положения, согласно которым предъявлять претензии к перевозчику можно не только за серьезные травмы, но и мелкие ссадины и синяки.
Важно только, чтобы на этот момент пострадавший не стоял в потенциально опасном месте, держался за поручни и не нарушал другие правила проезда в общественном транспорте. То есть предъявить претензию можно исключительно за неосторожную езду, исключив собственную нерасторопность.
Что касается компенсации, то ее размер будет зависеть от типа и тяжести увечий. Например, серьезные пассажирские травмы могут обойтись перевозчику в сумму от 500 тыс. до 1 млн рублей.
Примечательно, что можно получить частичную или полную компенсацию и за поврежденное имущество. В частности, за каждый килограмм пострадавшего багажа пассажиру положено 600 рублей, тогда как испорченная одежда и аксессуары оцениваются в 11 тыс. для одного лица.
А самое главное, что право на признание случая страховым автоматически получает каждый пассажир, купивший билет по заданному маршруту, поэтому специалисты категорически не рекомендуют пренебрегать правилом обязательного приобретения проездных документов.
Куда и в какой срок обращаться за выплатой
Особое внимание следует уделить процедуре оформления и получения компенсации за полученную травму и испорченные ценности. И прежде всего, необходимо запомнить одно простое правило – при возникновении любого страхового случая нельзя покидать транспортное средство.
Вместо этого необходимо вызвать скорую помощь, чтобы документально зафиксировать все полученные травмы и повреждения. Далее необходимо обратиться к страховщикам, обслуживающим перевозчика. Уточнить эту информацию можно на месте у самого водителя или по талону, прикрепленному к лобовому стеклу с внутренней стороны.
Если же водитель отказывается предоставлять такую информацию, то имеет смысл обратиться к руководству компании или позвонить на горячую линию ведомства, отвечающего за городской транспорт в конкретном населенном пункте.
Немного иначе будут обстоять дела с метрополитеном, поскольку эта организация сама несет ответственность за здоровье пассажиров. В этом случае рекомендуется обратиться к руководству, ссылаясь на закон №225-ФЗ от 27.07.2010, не забывая о том, что претендовать на возмещение ущерба можно будет только в том случае, если заявитель не нарушал актуальную для метрополитена технику безопасности.
И если, к примеру, травма была получена на эскалаторе, то получить компенсацию удастся только в случае его резкого торможения, но не после остановки, и уж тем более не тогда, когда пассажир реши побегать по нему.
Что касается срочности, то на этот счет законом не предусмотрено каких-либо ограничений. Поэтому в случае чего, пострадавшее лицо может предъявлять претензии перевозчикам и требовать возмещения убытков у страховщиков в любой удобный для него момент.
Документы для получения компенсации
Получение страховых выплат становится возможным только при наличии соответствующей доказательной базы. И прежде всего речь идет о проездном документе, доказывающем, что пассажир действительно перемещался по обозначенному маршруту.
Кроме того, необходимо иметь при себе медицинскую справку о полученных увечьях, которую можно получить в ближайшем травмпункте, составленный прибывшими на место ДТП инспекторами ДПС протокол, а самое главное, оформленный перевозчиком или его представителем акт о произошедшем.
Если же перевозчик отказывается предоставлять такой документ, то придется ссылаться на протокол Госавтоинспекции, при условии, что в него будет внесена информация о получении заявителем травмы или любого другого физического/материального ущерба.
Важно помнить, что сбор доказательной базы осуществляется в предельно короткие сроки, и к самому заявлению обязательно следует прикрепить свои банковские реквизиты для получения выплаты в течение 30 дней, если, конечно, страховщики решат удовлетворить претензию пострадавшего.
Постараемся учесть все случаи, но не нужно забывать, что значительные травмы зависят от профессионализма водителей.