Управление автомобилем с МКПП для новичков является довольно сложным занятием. Если вы еще не обращались в автошколу, но хотите самостоятельно попробовать себя в роли водителя, то нужно найти ровную площадку большой площади, опытного водителя, который будет указывать на ошибки и иметь возле себя алгоритм действий, описанный ниже.
Правильное управление авто с МКПП
Вначале запомните расположение передач, поскольку в разных авто оно может немного отличаться. Можно попробовать переключать передачи, не двигаясь с места, чтобы отработать механизм до автоматизма, поскольку смотреть на рычаг КПП в движении нельзя!
1. Трогаемся с места
- Левой стопой давим педаль сцепления (левая) до упора.
- Включаем первую передачу.
- Плавно отпускаем сцепление до легкого толчка, свидетельствующего о сцепке вала двигателя и раздаточного вала трансмиссии.
- Как только ощутили толчок, слегка надавите на педаль газа (справа) правой ногой, продолжая отпускать левую. При резком снятии ноги с педали сцепления автомобиль заглохнет.
- После начала движения авто усильте газ и уберите ногу со сцепления.
2. Повышение передач
- Двигатель необходимо раскрутить до (бензиновые – от 2500 до 3500 об/мин, дизельные – от 2000 до 3000 об/мин).
- Отпустить педаль газа и нажать на педаль сцепления, после чего вбить следующую передачу.
- Отпустить сцепление (можно более жестко, нежели при старте с места, но не слишком резко).
- Нажать педаль газа для набора потерянных оборотов мотора.
3. Понижение передач
Понизить передачу может потребоваться в случае необходимости тормозить мотором на гололеде, при существенной потере скорости, потере оборотов, езде под уклон.
- Отпускаем педаль газа, если необходимо, притормаживаем средней педалью, если обороты еще слишком высоки, и нажимаем на педаль сцепления, после чего вбиваем передачу.
- Плавно отпускаем сцепление (без рывка).
- Нажимаем педаль газа или притормаживаем, в зависимости от задачи.
4. Задний ход
Езда схожа со стартом с места, но есть нюансы, поскольку при этом руль нужно крутить в сторону, обратную направлению поворота, а перед движением нужно убедиться, что сзади нет препятствий и прохожих.
- Движение начинаем только после того как автомобиль остановился,
- Полностью выжимаем сцепление и включаем заднюю передачу.
- Слегка отпускаем сцепление, автомобиль должен начать движение, если необходимо, добавьте газ.
- После остановки выжимаем сцепление и тормоз, переводим рычаг в положение «N».
5. Притормаживание и полная остановка
- При притормаживании на высокой скорости достаточно использовать только тормоз. При падении оборотов мотора следует выжимать и сцепление, чтобы двигатель не заглох.
- Для полной остановки выжимаем сцепление, переводим рычаг в нейтральное положение и только после этого нажимаем на тормоз.
- Когда авто остановится, не отпуская тормоз, затягиваем стояночный тормоз.
- Убедившись, что рычаг находится в положении «N», выключаем зажигание.