Гидротрансформатор был изобретен в начале прошлого столетия, но с того времени получил множество усовершенствований конструкции. На сегодняшний день используется для передачи крутящего момента во множестве отраслей промышленности. Естественно, что используется он и в автомобильной промышленности.
Первое транспортное средство, в котором крутящее усилие передается через гидротрансформатор, было выпущено концерном Дженерал Моторс. Это был Олдсмобиль Custom 8 Cruiser модели 1939 года. По отзывам автолюбителей, автомобиль предельно легко и просто управлялся, что позволяло осуществлять длительные путешествия с комфортом высокого уровня.
Уже через короткий промежуток времени количество моделей с гидротрансформатором существенно возросло, особенно в автомобилях, которые производились в Северной Америке. На сегодняшний день гидротрансформатор является верным спутником всех автоматических коробок переключения передач. У автолюбителей прижилось гражданское название устройства – «бублик», продиктованное особенно формой узла.
Преимущества и недостатки узла
У коробки передач с жестким сцеплением первичного вала с силовым агрегатом есть очень существенный недостаток: на определенных режимах работы мотора трансмиссия испытывает чрезвычайно высокие перегрузки, из-за чего ускоряется износ деталей. Благодаря гидротрансформатору эта проблема перестает существовать, но у него кроме этого есть еще несколько преимуществ, среди которых:
- Плавное трогание с места.
- Возможность увеличения крутящего момента от силового агрегата автомобиля.
- Агрегат практически не требует сервисного обслуживания.
Вместе с тем как у любого другого агрегата, у гидротрансформатора есть также ряд недостатков. Именно главную особенность гидротрансформатора – передачу крутящего момента через движение жидкости можно считать и главным его недостатком. Именно поэтому процесс совершенствования устройства продолжается до сих пор.
Другие недостатки гидротрансформатора:
- Относительно низкий коэффициент полезного действия.
- Губительное влияние на разгонную динамику транспортного средства.
- Довольно высокая стоимость узла.
Для раскручивания жидкости в гидротрансформаторе необходимо время и часть мощности мотора, из-за чего страдает разгонная динамика. Кроме того, для проектирования и сборки устройства требуются большие экспертные мощности и денежные траты.
Стоимость автомобиля, оборудованного автоматической коробкой передач с гидротрансформатором существенно выше стоимости автомобиле с классической коробкой передач.
Несмотря на это, устройство позволяет сделать работу коробки переключения передач более плавной, а также увеличивает срок ее эксплуатации, поэтому возросшие расходы за несколько лет окупаются.
Применение
Сегодня гидротрансформаторы часто используют для транспортных средств: от легковых автомобилей и легких вилочных погрузчиков до супертяжелых карьерных самосвалов. В большинстве случаев работают вкупе с планетарной коробкой переключения передач, хотя в некоторых случаях применяются для обычных двух- и трехвальных конструкций.
Автомобили, оборудованные гидротрансформатором, популярны не во всех странах мира. К примеру, на конец прошлого столетия на территории Западной Европы только каждый пятый автомобиль был оборудован гидротрансформатором, тогда как на территории Соединенных Штатов их доля составляла 60%. Практически все гидротрансмиссии, которые изготавливаются на территории Европы, разработаны и строятся компанией Voith в Германии.
Сегодня популярность гидротрансформаторов падает, поскольку их вытесняют более эффективные автоматизированные и роботизированные механические коробки передач.