Накаченное колесо — одна из составляющих безопасного вождения. Однако исследования, проведённые автоэкспертами Европы и Северной Америки, установили, что большая часть водителей не проверяют состояние покрышек перед эксплуатацией. Такое пренебрежительное отношение повышает риск дорожно-транспортного происшествия. А около 40% владельцев транспортных средств интересуются колёсной темой лишь в том случае, когда нужно заменить летнюю резину на зимнюю и обратно.
Автопроизводители, зная о сложившейся ситуации, начали снабжать современные модели транспортных средств специальной системой — датчиком, контролирующим давление в шинах.
Что такое датчик давления в шинах, и где он находится
Tyre pressure monitoring system (TPMS) – так называется установка, помогающая следить за давлением в покрышках.
Изобрели устройство военные, потому изначально встретить TPMS можно было лишь на армейской технике. Позже производители начали устанавливать девайс на модели премиального сегмента в качестве дополнительной опции.
Сегодня TPMS оснащаются автомобили среднего и бюджетного сегмента. Это связано со значительным удешевлением производства девайса. Кроме того, в продаже можно обнаружить датчики контроля с демократичной стоимостью, работающие на операционной системе Android. Их можно установить и настроить под любое транспортное средство.
Установка имеет массу достоинств:
- в случае уменьшения давления водитель будет предупреждён, что снижает риск возникновение нештатной ситуации;
- увеличивает срок эксплуатации покрышек;
- более современные разновидности имеют дополнительную функцию — антивандальную защиту.
Справка. Важно знать, что давление в камере, не соответствующее норме, увеличивает риск возникновения дорожно-транспортного происшествия, расход топлива и ускоряет износ резины.
Внешне девайс представляет собой заглушку от камеры — декоративный элемент. Верхняя часть изделия прозрачная. Внутри располагаются три пластиковых цилиндра, окрашенных в разные цвета. Самый маленький — жёлтый — помещён внутрь более крупного, имеющего красную расцветку. Когда в покрышках создаётся давление, слои пластика, из которого состоят коаксиальные цилиндры, начинают перемещаться.
Каждый окрас имеет своё обозначение:
- зелёный — давление соответствует норме;
- жёлтый — давление немного ниже нормального значения;
- красный — давление упало ниже отметки 1,5 атмосферы.
Располагаться датчики могут в двух местах:
- Внутри покрышки. Устанавливается девайс прямо на ниппель камеры. При необходимости датчик можно демонтировать и расположить на другой покрышке. Внутренние — оптимальный вариант для людей, любящих езду по бездорожью или обладателей нескольких транспортных средств.
- Снаружи. Это более инновационный вариант, размещаемый вместо мундштука непосредственно на диск колеса. Обычно ими комплектуются все современные транспортные средства. При необходимости владелец автомобиля может демонтировать устройство самостоятельно.
Конструкция и принцип работы датчика давления
Принцип устройства гаджета одинаков, вне зависимости от используемого варианта.
Заключается он в следующем:
- На колесо (внутрь или наружу) монтируется контроллер. Устройство собирает информацию о давлении в камерах и другие параметры.
- Данные, получаемые контроллером, передаются с интервалом в три секунды трансиверу. Для этого применяется беспроводная технология.
- Установленная программа анализирует поступившие данные, сравнивая значения с занесёнными нормативами. Если полученные данные выше или ниже нормы, трансивер сигнализирует об этом владельцу ТС.
- В зависимости от используемой модели оповещение может быть звуковым или визуальным.
- Более современные разновидности способны передавать информацию на смартфон.
Как устройство рассчитывает данные
Обычно контроллер изучает угловое вращение колеса в разных участках. Зная угловую скорость, можно рассчитать промежутки, которые проходит покрышка за один поворот. Если давление разное, изменится внешний радиус колеса. Это изменение настолько незначительное, что его трудно увидеть невооружённым взглядом. Однако чувствительному датчику это по силам. Именно эти отклонения от нормы регистрирует TPMS.
Какие бывают датчики давления
Существует несколько разновидностей считывающих устройств:
- Механические. Самые доступные по цене и простые в работе. Производятся только для внешнего способа крепления. Они не имеют дополнительных чипов, потому не способны передавать данные на ПУ. Изучать информацию можно только при визуальном осмотре.
- Электронные. Более продвинутый и удобный в использовании вариант. Такие разновидности оснащаются чипами, потому могут передавать полученные значения на ЖК-дисплей. Однако экран имеет лишь два положения: зелёное — давление в пределах нормы, красное — следует незамедлительно проверить покрышки.
- Электронные для внутреннего размещения. Более дорогая и технически сложная разновидность. Конструкция состоит из двух частей: внутренняя — для установки в покрышку, внешняя — представляет собой миниатюрный компьютер. Устройство анализирует поступающую информацию, показывает скорость вращения и температуру покрышек и прочие параметры.
- Самые дорогие и сложные. Имеют множество датчиков, измеряющих самые разные данные. Информацию передают непосредственно на смартфон автолюбителя.
Датчик давления — удобное приспособление, которое поможет снизить риск ДТП. Однако наличие современной системы не снимает с автолюбителя ответственность. Чтобы исключить аварийные ситуации, возникшие из-за неправильного давления в камерах, необходимо регулярно проверять давление привычными механическими способами.